astana-view

История успеха: «Золотая рыбка» Нурлана Сманова

18 Августа 2015
5891 просмотров

Бросить все и заняться любимым делом! Для такого решения нужно немалое мужество и… поддержка государства

Нурлан Сманов - редкая для нынешнего времени фигура. Когда-то он ушел с престижной должности заместителя генерального директора ТОО «Самрук-Казына-Контракт», продал две квартиры в Астане и вернулся в Южный Казахстан, чтобы заняться любимым делом - рыбоводством. Сегодня он завершает в Сарыагашском районе строительство водохранилища. Уже задействованы шесть из десяти прудов, выращены  первые миллионы штук мальков, которыми зарыблено Шардаринское водохранилище. В ближайшей перспективе Нурлан Сманов готов производить в своем хозяйстве до четырех тысяч тонн рыбы в год - больше, чем сейчас производят все рыболовецкие хозяйства Южно-Казахстанской области.

- Нурлан, все же многие задаются вполне резонным вопросом: как можно было отказаться от высокой зарплаты, должности, и на сорок восьмом году жизни, имея троих детей, оставить столицу, уехать в село, чтобы начать новое дело…

 - Безусловно, это решение не было спонтанным. Пожалуй, все эти годы я как раз и шел к тому, чтобы однажды сказать себе: «Пора заняться любимым делом».

Наверное, на это натолкнули воспоминания из детства, когда мы, пацаны, ходили на Шардаринское водохранилище ловить рыбу. Это непередаваемое ощущение! Истинные рыбаки готовы часами сидеть на берегу в ожидании, когда на наживку клюнет рыба. Но мелкую рыбешку мы, юные рыбаки, возвращали обратно, чтобы она подросла, ловили крупную. Тогда в Шардаре было много рыбных лотков и магазинчиков. На прилавках базаров рыба лежала валом. Сейчас рыбные запасы истощились, по сравнению с тем, что было в пору моего детства и юношества.

Где бы я ни работал, мысли крутились вокруг того, что надо заняться рыбопроизводством - отрасль эта весьма и весьма доходная, но запущенная.

- Предприниматель Бахытжан Серманизов, который успешно занимается переработкой рыбы, характеризует Вас как человека увлеченного, преданного любимому делу. Он был уверен, что когда-нибудь Вы все равно придете к тому, чем занимаетесь сейчас.

- Чтобы идти к цели, она должна быть четкой и ясной. В бизнесе я не новичок, пришел в эту отрасль в 90-е годы. Но тогда перед начинающим предпринимателем во весь рост стала проблема госзакупок - было много непонятного в отечественных тендерах... И тогда я решил пойти на госслужбу, чтобы изучить вопрос изнутри. Поехал в Астану. Работал специалистом в столичном акимате. Просто хотел набраться знаний. Я не собирался надолго задерживаться на госслужбе, но пробыл в этой системе семь лет. Я так изучил дело, что меня даже приглашали читать лекции по госзакупкам в Казахской государственной юридической академии. Мне даже доводилось выступать от имени заказчиков в суде, где я не проиграл ни одного дела. Вскоре я стал заместителем акима одного из районов Астаны. Потом - движение по карьерной лестнице, обычного для того времени…

- Ваша настойчивость - черта наследственная или приобретенная?

- Мой отец занимал высокий пост - он руководил «Южказэнерго», которому подчинялись профильные организации в трех южных областях Казахстана.  Денег он нам не давал, считая, что они портят детей.  Поэтому мы свои первые рубли зарабатывали, собирая хлопок, работая на луке. Как и дети тех, чьи родители не имели высоких зарплат. Отец хотел, чтобы мы знали, что хлеб не дается даром. В институте я тоже подрабатывал. И если считать, что именно труд делает человека счастливым и удачливым, то я - в первых рядах.

- Для того, чтобы оформить свое дело, приходится жертвовать временем. Не жаль?

- А это тоже вопрос трудолюбия. Например, документы на 250 гектаров заброшенной земли на месте высохшего озера под хозяйство я оформлял полтора года. И дело вовсе не в том, что мне не хотели давать землю, а потому, что не понимали, зачем мне это надо? А сейчас мой рыбопитомник - пока единственный на всю область. В прошлом году я своими руками в пластиковых бутылках, за неимением оборудования, вырастил полтора миллиона личинок, довел их до уровня сеголеток. И они выжили, что удивительно! Сейчас, правда, уже есть оборудование - закупил в России. Когда я встретился с бывшим шефом в Астане, тот спросил: «А стоило ли менять жизнь ради рыбы?» Я ответил, что стоило. И рассказал о таком удовольствии, как кормление рыб. Бросаю корм, а рыба за мной косяком плывет…

- А ведь у вас перед глазами был опыт Чардаринского питомника, построенного в советское время. Но судьба его в последние годы оказалась не столь успешной, как лет двадцать назад. Его выставили на тендер, но вы отказались от участия в конкурсе. Почему? Ведь это готовый объект - бери и работай!

- У меня уже был свой проект, я над ним работаю. А Чардаринский рыбопитомник строили в советское время, когда электроэнергия стоила копейки. В ту пору закачка воды в пруды с помощью насосов не требовала больших затрат. Сейчас ситуация другая, и электроэнергия может составить значительную долю расходов.

Я не лезу в «чужой огород» - хороший хозяин сам решает, как ему выгоднее вести бизнес. Может, он все переделает, а может, оставит все, как есть. В мои пруды вода попадает естественным путем из реки Ащи. Рельеф очень удобный, мне его подсказали местные жители. Как я уже сказал, на этом месте было озеро, богатое рыбой, но потом оно высохло. Буду зарыблять свое водохранилище, выращивать товарную рыбу, развивать на этом туристический бизнес: строить магазинчики, кафе, организовывать рыбалку - комплекс этих вопросов я изучаю уже несколько лет, бывая в тех местах, где это дело поставлено на высокий уровень. И еще хочу облагородить территорию вокруг водохранилища - посадить лес.

- Не собираетесь заняться переработкой рыбы, как это делают некоторые ваши коллеги по бизнесу?

- Нет, я буду заниматься свежей рыбой, выращивать рыбопосадочный материал, а переработкой - те, у кого это хорошо получается. К примеру, Бакытжан Серманизов, который наработал своей продукцией доброе имя в Евросоюзе.

- У Вас планов - громадье. Вы рассчитываете только на собственные силы?

- Мой интерес, к счастью, сомкнулся с интересом государства. Рыбная отрасль оказалась в некотором забвении. И это при том, что у нас в Казахстане есть огромные возможности для ее развития. С 2016 года начнется субсидирование производства кормов и рыбопосадочного материала. Рассчитываю к тому же на кредит РИЦ «Максимум». У меня есть ясное видение того, как сделать рыбный бизнес прибыльным. А, кроме того, это мое любимое дело.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Похожие новости:

Дочерние организации

Партнеры