astana-view

Реестр проблем

№53

Проблема необходимости разработки проектов для определения водоохранной полосы

Ранее №561. Проблема необходимости разработки проектов для определения водоохранной полосы В целях ограничения негативного антропогенного воздействия на водные объекты, а также сохранения количества и качества вод, законодательно предусмотрено создание по берегам рек и водоемов водоохранных зон и полос (далее - ВЗиП) с особым режимом хозяйственной деятельности на их территории. При этом проектирование ВЗиП требует существенных финансовых затрат и времени. На первоначальном этапе работ установление ВЗиП путем проектирования имело огромный ограничительный и воспитательный характер для предприятий-водопользователей. Однако, в настоящее время предприятия и прочие юридические и физические лица вынуждены ограничиваться в своей деятельности самим фактом проектирования и установления ВЗиП, ввиду того, что значительные средства были потрачены на формальное документирование, денежных средств на водоохранные мероприятия у предпринимателя фактически не остается (так как последний должен обеспечить целевое назначение полученного земельного участка, что также требует больших денежных вливаний). Согласно пункту 1 статьи 116 Водного Кодекса Республики Казахстан устанавливаются водоохранные зоны и полосы с особыми условиями пользования. Принимая во внимание рекомендации Комитета по Водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан по установлению ВЗиП, приоритеты для проектирования за счет средств местного бюджета определяются в границах заселенных территорий и в наиболее подверженных антропогенной нагрузке водных объектах. Однако, зачастую, при получении субъектами предпринимательства земельных участков, находящихся вблизи водных объектов, им приходиться за свой счет разрабатывать проекты для определения водоохраной полосы (в соответствии с пунктом 6 «Правил установления водоохранных зон и полос», утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 января 2004 года № 42 заказчиками проектов водоохранных зон и полос по отдельным водным объектам (или их участкам) выступают также физические 11 юридические лица, заинтересованные в необходимости установления водоохранных зон и полос по конкретному объекту). Проектная документация по ВЗиП согласно пункту 2 статьи 116 Водного Кодекса, должна быть согласована с уполномоченным органом, уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды, территориальным органом по управлению земельными ресурсами, а в селеопасных районах дополнительно и с уполномоченным органом в сфере гражданской защиты. Кроме того, готовые проекты по установлению ВЗиП подлежат опубликованию в СМИ, в частности в газетах на государственном и русском языках (согласно пункта 7 статьи 15 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства, подлежат обязательному опубликованию (распространению) в средствах массовой информации, включая интернет-ресурсы, до их рассмотрения соответствующим органом или на заседании экспертного совета»), что также влечет временные и финансовые затраты для субъектов бизнеса.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

Восточно-Казахстанская РПП

Предложение по решению проблемы:

Внедрить механизм поддержки субъектов предпринимательства при разработке данных проектов, путем выработки предложений по внесению изменений и дополнений в государственные программы поддержки бизнеса

Пути решения:

Проработать данные предложения с Министерством энергетики и Министерством по инвестициям и развитию РК

Дата включения в реестр:

2016-11-10 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2017-02-15 00:00:00

Ход исполнения:
02.12.2016; Учтено в рамках законопроекта по зеленой экономики. В данный момент находится в Мажилисе Парламента РК.
05.07.2017; В рамках решения данной проблемы в ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам перехода РК к «зеленой экономике» внесены дополнения. 1.Установлены границы проектирования ВЗиП Земельный Кодекс РК ст. 43 дополнена пунктом 1-2 «Предоставление земельных участков, расположенных в пределах пятисот метров от береговой линии водного объекта, осуществляется после определения границ водоохранных зон и полос, а также установления режима их хозяйственного использования, за исключением земель особо охраняемых природных территорий и государственного лесного фонда. Порядок определения береговой линии определяется правилами установления водоохранных зон и полос, утвержденными уполномоченным органом в области использования охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения». 2. Установлены сроки разработки проектной документации. Водный Кодекс ст. 116 пункт 2 дополнен «При этом разработка проектной документации осуществляется в срок, не превышающий десять месяцев. Срок рассмотрения, согласования и утверждения проектной документации не должен превышать двух месяцев с даты ее предоставления в местные исполнительные органы областей (городов республиканского значения, столицы). Установление водоохранных зон и полос, а также режима их хозяйственного использования должно быть осуществлено в течение одного месяца с даты утверждения проектной документации. В случаях естественного или искусственного изменения границ водного объекта, установленные границы водоохранных зон и полос подлежат уточнению в порядке и сроки, определяемые частью первой настоящего пункта». В Водный Кодекс ст. 116 пункт 5. дополнен «Правила установления границ водоохранных зон и полос утверждаются уполномоченным органом». Вышеперечисленные дополнения регламентируют установление границ ВЗиП и дают право применять при осуществлении своей деятельности соответствующий режим хозяйственного использования водоохранных зон и полос, без разработки и согласования проектов. В частности, если предприятие берет земельный участок на расстоянии 500 м. от водного объекта, то разработка проекта ВЗиП не требуется. Департаментом была направленна служебная записка 15 мая 2016 года о снятии данного вопроса из реестра проблем, однако Восточно-Казахстанская РПП с этим не согласилась.
05.07.2017; направленно письмо в КВР МСХ РК исх. №6745/13 от 04.07.2017 г.
11.07.2017; направленно письмо в КВР МСХ РК исх. №6745/13 от 04.07.2017 г.
11.10.2017; В Правила по установлению границ водоохранных зон и полос внесены изменения в части уточнения, что должен содержать проект ВЗиП и уменьшения ширины водоохраной зоны водного объекта до 70 метров в пределах городов республиканского, областного и районного значения. Приказ Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 6 сентября 2017 года № 379 «О внесении изменения в приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 18 мая 2015 года № 19-1/446 «Об утверждении Правил установления водоохранных зон и полос».
12.07.2017; направленно письмо в КВР МСХ РК исх. №6745/13 от 04.07.2017 г.
19.06.2019; В рамках экспертного заключения в ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам перехода РК к «зеленой экономике» внесены дополнения. 1.Установлены границы проектирования ВЗиП Земельный Кодекс РК ст. 43 дополнена пунктом 1-2 «Предоставление земельных участков, расположенных в пределах пятисот метров от береговой линии водного объекта, осуществляется после определения границ водоохранных зон и полос, а также установления режима их хозяйственного использования, за исключением земель особо охраняемых природных территорий и государственного лесного фонда. Порядок определения береговой линии определяется правилами установления водоохранных зон и полос, утвержденными уполномоченным органом в области использования охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения». 2. Установлены сроки разработки проектной документации. Водный Кодекс ст. 116 пункт 2 дополнен «При этом разработка проектной документации осуществляется в срок, не превышающий десять месяцев. Срок рассмотрения, согласования и утверждения проектной документации не должен превышать двух месяцев с даты ее предоставления в местные исполнительные органы областей (городов республиканского значения, столицы). Установление водоохранных зон и полос, а также режима их хозяйственного использования должно быть осуществлено в течение одного месяца с даты утверждения проектной документации. В случаях естественного или искусственного изменения границ водного объекта, установленные границы водоохранных зон и полос подлежат уточнению в порядке и сроки, определяемые частью первой настоящего пункта». В Водный Кодекс ст. 116 пункт 5. дополнен «Правила установления границ водоохранных зон и полос утверждаются уполномоченным органом». Вышеперечисленные дополнения регламентируют установление границ ВЗиП и дают право применять при осуществлении своей деятельности соответствующий режим хозяйственного использования водоохранных зон и полос, без разработки и согласования проектов. В частности, если предприятие берет земельный участок на расстоянии 500 м. от водного объекта, то разработка проекта ВЗиП не требуется. Вместе с тем, в настоящее время, в Правила по установлению границ водоохранных зон и полос внесены изменения в части уточнения, что должен содержать проект ВЗиП и возможности уменьшения ширины водоохраной зоны водного объекта до 70 метров в пределах городов республиканского, областного и районного значения.
28.11.2016; Учтено в рамках законопроекта по зеленой экономики. В данный момент находится в Мажилисе Парламента РК.
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Башеева Айжан Амантаевна

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОЛОГИИ

Руководитель подразделения:

Балтабаев Куаныш Серикович

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ

БЛОК ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ

Дочерние организации

Партнеры