astana-view

Реестр проблем

№656

Касательно исключения из действующего законодательства нормы азб.1 п.4 ст.17 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»

Так, пункт 4 статьи 17 «Ответственность субъектов за нарушение законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» дополнен частью второй о том, что «Подтверждением выявленных нарушений при разработке проектной (проектно-сметной) документации является отрицательное заключение экспертизы (показания экспертов)». Таким образом, Закон, регулирующий архитектурную и строительную деятельность, признал бесспорным доказательством вины нарушителя по ст.312 КоАП РК и обвиняемого по ст.279 УК РК отрицательное заключение экспертизы, хотя установление доказательств по административным и уголовным делам относится к компетенции Кодекса об административных правонарушениях и Уголовно-процессуального кодекса. КоАП РК и УПК РК четко определены какие сведения могут относиться к доказательствам совершения противоправного деяния, а также установлен порядок их собирания. Данные условия не соответствуют порядку проведения комплексной вневедомственной экспертизы технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, предназначенных для строительства. Таким образом законодательство об архитектуре и строительстве вступает в противоречие с Кодексом об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальным кодексом, которыми определен исчерпывающий перечень доказательств используемых при рассмотрении дел об административных правонарушениях и уголовных преступлениях. По мнению практикующих проектировщиков, внесенные изменения не только исключают возможность защиты предпринимателя при рассмотрении уполномоченными органами дел об административном правонарушении, но и создают коррупционные риски, т.к. предоставляют экспертам благоприятные условия для злоупотреблений. Также, в обращении отмечено, что согласно п.7.3. СН РК 1.02-03-2011 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство» проектная документация на строительство подлежащая обязательной экспертизе (государственной экспертизе), но не прошедшая ее в установленном порядке, считается не завершённой и не подлежит утверждению и дальнейшей реализации. То есть, из позиции Ассоциации следует, что не утверждённый проект не имеет юридической силы, а нарушения выявленные в процессе экспертизы, в своём роде являются устранимыми и по своему характеру не создают какой-либо общественной опасности, в том числе не нарушают права и охраняемые законом интересы государства и других лиц. Таким образом, Законом предусмотрена ответственность не за окончательный документ, подлежащий реализации в строительстве, а только за его проект, не имеющий ни фактической, ни правовой силы.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

АЛМАТИНСКАЯ РПП

Предложение по решению проблемы:

Предлагается исключить из действующего законодательства нормы азб.1 п.4 ст.17 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан».

Пути решения:

1. Направить предложения в Министерство национальной экономики РК и Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК 2. В случае необходимости провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства. 3. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.

Дата включения в реестр:

2019-02-07 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2019-09-30 00:00:00

Ход исполнения:
01.08.2019; Вопрос рассматривался 29 ноября 2018 года на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП, в котором приняли участие руководители Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, РГП «Госэкспертиза» и представители аккредитованных ассоциаций и бизнес-сообщества. Согласно разъяснениям уполномоченного органа, выявленные нарушения и замечания экспертов должны быть мотивированными и обоснованы ссылками на соответствующие нормативные правовые акты, требования градостроительных и технических регламентов, норм и положений государственных и межгосударственных нормативных документов в области архитектуры, градостроительства и строительства в Республике Казахстан. Выдача замечаний рекомендательного характера не допускается. Вместе с тем, бизнес-сообщество с позицией уполномоченного органа не согласно. Так, КоАП РК и УПК РК четко определены какие сведения могут относиться к доказательствам совершения противоправного деяния, а также установлен порядок их собирания. Данные условия не соответствуют порядку проведения комплексной вневедомственной экспертизы технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, предназначенных для строительства. Таким образом законодательство об архитектуре и строительстве вступает в противоречие с Кодексом об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальным кодексом, которыми определен исчерпывающий перечень доказательств используемых при рассмотрении дел об административных правонарушениях и уголовных преступлениях. В свою очередь НПП предложила поправку в пункт 4 статьи 17 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» для включения в 8 пакет Doing Business. На сегодняшний день данная поправка отрабатывается с заинтересованными государственными органами.
14.11.2019; Вопрос рассматривался 29 ноября 2018 года на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП, в котором приняли участие руководители Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, РГП «Госэкспертиза» и представители аккредитованных ассоциаций и бизнес-сообщества. Согласно разъяснениям уполномоченного органа, выявленные нарушения и замечания экспертов должны быть мотивированными и обоснованы ссылками на соответствующие нормативные правовые акты, требования градостроительных и технических регламентов, норм и положений государственных и межгосударственных нормативных документов в области архитектуры, градостроительства и строительства в Республике Казахстан. Выдача замечаний рекомендательного характера не допускается. Вместе с тем, бизнес-сообщество с позицией уполномоченного органа не согласно. Так, КоАП РК и УПК РК четко определены какие сведения могут относиться к доказательствам совершения противоправного деяния, а также установлен порядок их собирания. Данные условия не соответствуют порядку проведения комплексной вневедомственной экспертизы технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, предназначенных для строительства. Таким образом законодательство об архитектуре и строительстве вступает в противоречие с Кодексом об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальным кодексом, которыми определен исчерпывающий перечень доказательств используемых при рассмотрении дел об административных правонарушениях и уголовных преступлениях. В свою очередь НПП предложила поправку в пункт 4 статьи 17 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» для включения в 8 пакет Doing Business. На сегодняшний день данная поправка отрабатывается с заинтересованными государственными органами. Также, в рамках работы Экспертной группы по вопросам предпринимательства, был обсужден данный вопрос бизнеса с уполномоченным государственными органами. По итогам обсуждения принято решение о направлении предложений в уполномоченный орган по исключению административной ответственности проектных организаций за отрицательные заключения КВЭ, в виду того, что по ПСД получившей отрицательное заключение КВЭ строительство объектов не проводится, соответственно отсутствует риск причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному имуществу, окружающей среде.
20.12.2020; Вопрос рассматривался на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП, в котором приняли участие руководители Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, РГП «Госэкспертиза» и представители аккредитованных ассоциаций и бизнес-сообщества. Согласно разъяснениям уполномоченного органа, выявленные нарушения и замечания экспертов должны быть мотивированными и обоснованы ссылками на соответствующие нормативные правовые акты, требования градостроительных и технических регламентов, норм и положений государственных и межгосударственных нормативных документов в области архитектуры, градостроительства и строительства в Республике Казахстан. Выдача замечаний рекомендательного характера не допускается. Вместе с тем, бизнес-сообщество с позицией уполномоченного органа не согласно. Так, КоАП РК и УПК РК четко определены какие сведения могут относиться к доказательствам совершения противоправного деяния, а также установлен порядок их собирания. Данные условия не соответствуют порядку проведения комплексной вневедомственной экспертизы технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, предназначенных для строительства. Таким образом законодательство об архитектуре и строительстве вступает в противоречие с Кодексом об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальным кодексом, которыми определен исчерпывающий перечень доказательств используемых при рассмотрении дел об административных правонарушениях и уголовных преступлениях. В свою очередь НПП предложила поправку в пункт 4 статьи 17 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» в рамках 8 пакета Doing Business, ввиду не соответствия к концепции норма не была включена в законопроект. Вместе с тем, НПП включила данный вопрос в проект Технической спецификации по внедрению «умного регулирования» в Республике Казахстан с целью проведения анализа успешного передового опыта стран и детального пересмотра законодательных и нормативных актов РК (по информации ДБР и РК работа начнется в начале 2021 года) также, повторно направлено на рассмотрение государственных органов в рамках 9 пакета Doing Business.
25.04.2019; поправка в пункт 4 статьи 17 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» включена в 8 пакет Doing Business, направлена для рассмотрения в государственные органы
26.07.2019; поправка в пункт 4 статьи 17 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» включена в 8 пакет Doing Business, направлена для рассмотрения в государственные органы
27.04.2020; Вопрос рассматривался на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП, в котором приняли участие руководители Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, РГП «Госэкспертиза» и представители аккредитованных ассоциаций и бизнес-сообщества. Согласно разъяснениям уполномоченного органа, выявленные нарушения и замечания экспертов должны быть мотивированными и обоснованы ссылками на соответствующие нормативные правовые акты, требования градостроительных и технических регламентов, норм и положений государственных и межгосударственных нормативных документов в области архитектуры, градостроительства и строительства в Республике Казахстан. Выдача замечаний рекомендательного характера не допускается. Вместе с тем, бизнес-сообщество с позицией уполномоченного органа не согласно. Так, КоАП РК и УПК РК четко определены какие сведения могут относиться к доказательствам совершения противоправного деяния, а также установлен порядок их собирания. Данные условия не соответствуют порядку проведения комплексной вневедомственной экспертизы технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, предназначенных для строительства. Таким образом законодательство об архитектуре и строительстве вступает в противоречие с Кодексом об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальным кодексом, которыми определен исчерпывающий перечень доказательств используемых при рассмотрении дел об административных правонарушениях и уголовных преступлениях. В свою очередь НПП предложила поправку в пункт 4 статьи 17 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» для включения в 8 пакет Doing Business, ввиду не соответствия к концепции норма не была включена в законопроект. Вместе с тем, НПП включила данный вопрос в проект Технической спецификации по внедрению «умного регулирования» в Республике Казахстан с целью проведения анализа успешного передового опыта стран и детального пересмотра законодательных и нормативных актов РК
На рассмотрении государственных органов
Ответственный исполнитель:

Сейсекеев Ансар Талгатович

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Руководитель подразделения:

Усенова Назира Кадылбековна

Управляющий директор-директор

ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА

Дочерние организации

Партнеры