Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

О нас
Рус

Реестр проблем

№663

Повышение размеров административного штрафа по ст.425 КоАП РК

11 апреля 2019 года введены в действие новые штрафные санкции по ст. 425 КоАП, внесенные Законом РК от 5 октября 2018 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обеспечения единства измерений и стандартизации». Так, за нарушение требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов, технических регламентов, не повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей (ч. 1 ст. 425 КоАП) увеличены: - на физ. лиц с 10 МРП (25 250 тг.) до 30 МРП (75 750 тг.); - на субъектов малого предпринимательства с 20 МРП (50 500 тг.) до 230 МРП (580 750 тг.) = в 11 раз. - на субъектов среднего предпринимательства с 40 МРП (101 000 тг.) до 310 МРП (782 750 тг.) = в 8 раз. - на субъектов крупного предпринимательства с 120 МРП (303 000 тг.) до 1600 МРП (4 040 000 тг.) = в 13 раз. По части 2 статьи 425 КоАП за действие (бездействие), предусмотренное частью первой, повлекшее причинение вреда здоровью человека, если это действия (бездействия) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, штрафы увеличены: - на физ. лиц 200 МРП (505 000 тг.) без изменений; - на субъектов малого предпринимательства с 300 МРП (757 500 тг.) до 460 МРП (1 161 500 тг.) = в 1,5 раза. - на субъектов среднего предпринимательства с 400 МРП (1 010 000 тг.) до 620 МРП (1 565 500 тг.) = в 1,5 раза. - на субъектов крупного предпринимательства 2000 МРП (5 050 000 тг.) без изменений. При этом, указанным Законом внесены изменения в статью 415 КоАП (Нарушение законодательства РК в области техрегулирования), которая так же связана с безопасностью жизни и здоровья граждан, согласно которым штрафы увеличены всего в три раза. Ситуация усугубляется тем, что в диспозиции статьи 425 КоАП отсутствует четкий перечень правонарушений, то есть ответственность наступает за нарушение требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целом, без их уточнения. Согласно проверочным листам бизнесу предъявляются 1743 требования в этой сфере от незначительных (н-р, наличие контейнеров с крышками для сбора твердых бытовых отходов) до грубых (н-р, наличие документов, удостоверяющих безопасность сырья и продукции), установлено около 60-ти гигиенических нормативов. Таким образом, столь высокое увеличение взысканий за нарушение НПА в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения без учета степени общественной опасности считаем необоснованным и не соответствующим принципу соразмерности. Тогда как, Стратегическим планом развития РК до 2025 года (Указ Президента РК от 15 февраля 2018 года за № 636), предусмотрено, что гуманизация административно-деликтного законодательства будет направлена на соблюдение принципа соразмерности административной ответственности характеру правонарушения. О неукоснительном соблюдении принципа соразмерности ответственности характеру правонарушений Президентом РК также было отмечено 1 сентября 2018 года на открытии четвертой сессии Парламента. Негативный общественный резонанс, вызванный увеличением штрафов по ст. 425 КоАП нарастает: активное обсуждение в социальных сетях, большое количество обращений в адрес НПП и РПП, РПП просят внести данный вопрос в Реестр системных проблем предпринимателей, СМИ просят дать пояснения по данному вопросу. Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, полагаем необходимым принять меры по пересмотру санкций по ст.425 КоАП в рамках проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в КоАП», находящегося в Мажилисе Парламента. Предлагаем предусмотреть дифференцированный подход к размеру ответственности в зависимости от степени общественной опасности правонарушения. При этом, за основу полагаем целесообразным принять деление нарушений сан-эпид требований на незначительные, значительные и грубые, предусмотренное в Критериях оценки степени риска и проверочных листах в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утвержденных совместным приказом Министра здравоохранения РК от 27 июня 2017 года № 463 и Министра национальной экономики РК от 20 июля 2017 года № 285. Кроме того, полагаем необходимым пересмотреть сами требования, предъявляемые к бизнесу в сфере сан-эпид благополучия. В 2017 году «Атамекен» совместно с заинтересованными ассоциациями и экспертами провел ревизию проверочных листов контролирующих госорганов. Итогом этой работы стало сокращение требований в отношении предпринимателей на 58% (с 30497 до 12843), в том числе в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия (далее - СЭС) - в 41 проверочных листах сокращены на 85%, из 11500 требований санитарных правил в проверочные листы включены 1743. Но даже с учетом столь жесткой «ревизии» в санитарных правилах остаются спорные вопросы. Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, полагаем необходимым внести данный вопрос в Реестр системных проблем.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

Восточно-Казахстанская РПП

Предложение по решению проблемы:

1) Пересмотреть проверочные листы, с четким определением требований; 2) Пересмотреть санитарные правила на предмет сокращения завышенных и устаревших требований; 2) Внести изменения в статью 425 КоАП РК, в части установления размеров санкций в зависимости от степени опасности совершенного правонарушения.

Пути решения:

1. Проработать вопрос пересмотра проверочных листов и санитарных правил с широким кругом предпринимательского сообщества. 2. Направить предложения в министерства здравоохранения и юстиции. 3. В случае необходимости провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства. 4. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.

Дата включения в реестр:

2019-05-03 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2019-12-31 00:00:00

Ход исполнения:
02.08.2019; Департаментом законодательства и развития саморегулирования сформированы и направлены в Министерство юстиции Республики Казахстан предложения по внесению изменений и дополнений в статью 425 КоАП РК, в части снижения и установления размеров санкций в зависимости от степени опасности совершенного правонарушения. Кроме того, в рамках рассмотрения проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» депутатами Мажилиса парламента Республики Казахстан инициированы поправки в статью 425 КоАП РК, направленные на снижение размеров взысканий, а также дифференцированный подход к размеру ответственности в зависимости от степени общественной опасности правонарушения. которые в настоящее время находятся на обсуждении.
03.10.2019; По данному вопросу неоднократно на площадке НПП, МЮ с участием заинтересованных государственных органов (МЮ, МЗ, КНБ, ГП, МИИР, МСХ, МЭ, МО) проведены совещания. Кроме того, на совещании по проблемным вопросам бизнеса под руководством Первого заместителя Премьер-Министра – Министра финансов Смаилова А.А. министерствам здравоохранения, национальной экономики и юстиции совместно с НПП было поручено: - выработать подходы по дифференцированному применению административных санкций за нарушение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и гигиенических нормативов в зависимости от степени причинения вреда жизни и здоровью граждан; - проработать вопросы законодательного закрепления выработанных подходов в рамках проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» (далее - Законопроект), находящегося на рассмотрении Мажилиса Парламента Республики Казахстан. В рамках рассмотрения законопроекта депутатами Мажилиса Парламента инициированы поправки в статью 425 КоАП РК, направленные на снижение размеров взысканий, а также дифференцированный подход к размеру ответственности в зависимости от степени общественной опасности правонарушения. Однако, Правительство (в проекте заключения) считает данные поправки преждевременными, поскольку не апробированы на практике, а также отсутствует анализ их воздействия на субъекты правоотношений. Генеральная прокуратура рекомендовала Министерству здравоохранения активизировать практику освобождения от адмответственности при малозначительности правонарушения на основании статьи 64-1 КоАП (в случае совершения незначительных правонарушений). Поддерживая позицию Правительства, Администрация Президента поручило в срок до 1 февраля 2020 года Министерству здравоохранения совместно с Генеральной прокуратурой проанализировать по итогам 2019 года практику применения положений статьи 425 КоАП, в том числе оценить их воздействие на субъекты предпринимательства с привлечением к этой работе НПП.
На рассмотрении государственных органов
Ответственный исполнитель:

Шаймерденов Хамит Болатович

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Руководитель подразделения:

Мерсалимова Лаура Канатовна

Управляющий директор - Директор

ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Партнеры