astana-view

Реестр проблем

№766

Поддержка казахстанских поставщиков в части финансирования

За все годы независимости в Казахстане так и не появилась 100% подрядная компания, способная выполнить работы «под ключ» (EPCMконтракты). Низкое вовлечение казахстанского бизнеса в проектах Тенгиз, Кашаган и Карачаганак связано со следующими факторами: 1. Во время реализации инвестиционных проектов операторы запрашивают от потенциальных поставщиков финансовые гарантии от финансовых учреждений с высоким кредитным рейтингом (А/А-); 2. Бюджеты строительных подрядов исчисляются сотнями миллионов долларов США, а казахстанские банки второго уровня (БВУ) не готовы участвовать в частных сделках с высоким бюджетом (кредитование); 3. Отечественные компании, имея долгосрочные контракты с нефтегазовыми операторами и их зарубежными подрядчиками, не могут использовать подписанный контракт в качестве «твердого залога» для финансовой подпитки (пополнение оборотных средств, банковские гарантии). БВУ требуют залоговое имущество.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

АТЫРАУСКАЯ РПП

Предложение по решению проблемы:

#62 Предлагается нефтегазовым операторам рассмотреть вопрос по принятию банковских гарантии от крупных казахстанских банков второго уровня. Также вовлечь национальные институты развития в вопросах финансирования нефтесервисного сектора.

Пути решения:

1. Направить запрос в заинтересованные государственные органы; 2. Провести совещание с участием заинтересованных лиц; 3. Рассмотреть возможность о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.

Дата включения в реестр:

2021-03-17 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2021-12-31 00:00:00

Ход исполнения:
09.10.2023; В соответствии с статьей Кодекса РК о недрах и недропользовании, порядок приобретения товаров, работ и услуг (ТБУ) недропользователями и их подрядчиками, осуществляющими свою деятельность в рамках СРП (Соглашение о разделе продукции), должен обеспечивать всем потенциальным поставщикам полные и справедливые возможности для участия в конкурсе на основе объективных критериев. При этом, расходы недропользователей и их подрядчиков по приобретению товаров, работ и услуг, приобретенных в нарушение установленного порядка приобретения, исключаются из расходов, учитываемых компетентным органом в качестве исполнения соответствующим недропользователем контрактных обязательств. Эти пункты были разработаны в отношении операторов крупных месторождений. Это позволяет иметь двоякое толкование и формально исполнять норму закона. Таким образом, закрытость закупочных процедур недропользователей создает риски недобросовестной конкуренции. Например, план закупок дает лишь верхнеуровневое представление о необходимых ТРУ (товаров, работ и услуг), не отображая весь перечень, а предварительное обсуждение, если оно и есть, то очень избирательно, и только с определенными поставщиками. Правила по процедуре закупок отсутствуют в открытом доступе, как и информация о возможности обжаловать результаты. Функционал портала ограничивается предварительной оценкой и регистрацией поставщика. Работа в данном направлении бует продолжена.
На рассмотрении НПП
Ответственный исполнитель:

Умертаев Байкен Курмангалиевич

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЗАКУПОК

Руководитель подразделения:

Абдуалиева Меруерт Кулмуратовна

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКУПОК И МЕСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Дочерние организации

Партнеры