astana-view

Реестр проблем

№841

Касательно государственных программ субсидирования АПК (мясоперерабатывающие предприятия).

Госпрограммой развития АПК на 2017–2021 годы перед МСХ РК поставлена задача по увеличению экспорта переработанной продукции в 2,5 раза. При этом 80% произведенной в Казахстане продукции сельского хозяйства экспортируется в виде сырья, без переработки (то есть продается с очень низкой добавленной стоимостью). К примеру, по данным МСХ РК загрузки мощностей мясоперерабатывающих предприятий за 2019 год колеблются всего в пределах 30–40%. На сегодняшний день мясоперерабатывающие предприятия порядком свыше 180 в РК недозагружены отечественным сырьем, так как живой скот на переработку не поступает. Поддержка разного рода С/Х производителей и откормочных площадок, увеличило поголовье скота, но не создало тех необходимых предпосылок для создания казахстанской добавленной стоимости на перерабатывающих предприятиях, и породило ту прослойку участников рынка, теневых перекупщиков, не плательщиков каких-либо налогов, фактически бенефициаров выделяемых субсидий. При такой налоговой нагрузке мясоперерабатывающие предприятия при закупе сырья не в силах конкурировать с «теневым перекупщиком», так как нет равных условий закупа, т.е. конкурентные цены. Таким образом, перекупщик – востребован, а индустриально-промышленное предприятие в мясной отрасли – нет. В настоящее время правительством активно внедряются применение безналичных платежей, онлайн-касс и электронных счет-фактур, ветеринарных справок, сертификатов (ЕАСУ), которыми в обязательном порядке используются добросовестными переработчиками, как звено налогоплательщиков. Однако перекупщики скупают 80% мясного скота на рынке АПК. Эти теневые агенты рынка АПК устанавливают цены выше переработчиков, избегая вышеуказанных требований, тем самым уклоняясь от прозрачности и уплаты налогов в бюджет, ведения электронных счет-фактур, ветеринарных сертификатов (справок). Перекупщик в настоящее время диктует условия и регулирует цены на рынке АПК, тем самым препятствуя осуществлению задач Государственной программы АПК. Поддержка переработчиков необходима так как именно они являются основными налогоплательщиками в сфере АПК и развивают глубокую переработку, осуществляют задачу обеспечения продовольственной безопасности страны и увеличения экспорта переработанной сельхозпродукции.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ЗКО РПП

Предложение по решению проблемы:

#89 Необходимо субсидировать мясоперерабатывающие предприятия. Уже существует гос программа МСХ по субсидированию 175 тг за 1 кг говядины, которая направлена только для привлечения иностранных инвесторов для производства и переработки мяса и не дает государственную поддержку отечественному переработчику, инвестирующему собственные средства в развитие переработки мяса, постоянно отказывает искусственно завышая критерии по уровню мощности до 1500 голов в сутки. Необходимо данную гос программу распространить на отечественные перерабатывающие предприятия, которые развивают и инвестируют в АПК Казахстана, снизив критерии по мощности с 1500 голов до 400 голов в сутки.

Пути решения:

1. Обсудить имеющиеся проблемные вопросы с республиканскими субъектами бизнеса. 2. Внести изменения в программу субсидирования МСХ, для поддержки казахстанских мясоперерабатывающих предприятий.

Дата включения в реестр:

2021-07-05 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2021-10-01 00:00:00

Ход исполнения:
21.05.2024; По предложению снизить критерий оборудования по забою и обвалке крупного рогатого скота с проектной мощностью не менее 1000 голов в сутки Министерство сельского хозяйства РК 10.04.23 года ответил,, что данная норма государственной поддержки была направлена на стимулирование строительства крупных экспортоориентированных мясокомбинатов, способных обеспечить круглогодичную и стабильную поставку говядины на внешние рынки. С одной стороны за счет высокой экспортной цены на говядину, а с другой, за счет формирования мясного кластера с охватом широкой сырьевой базы такой мясокомбинат должен обеспечить высокую рентабельность производства и соответственно окупаемость проекта. Поэтому уполномоченный орган менять первоначально установленные нормативы считает нецелесообразным. НПП «Атамекен» неоднократно поднимал данный вопрос на всех уровнях, при этом поддержки для решения не нашли. В связи с чем, просим вышеуказанный вопрос из реестра проблем исключить и снять с контроля. Для принятия решения.
24.11.2021; Вопрос был вынесен на заседание МВК 11.11.2021 года (протокол прилагается пункт 3)
Отклонено государственными органами
Ответственный исполнитель:

Сакенова Багила Айтпаевна

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Руководитель подразделения:

Наурзбеков Еркен Бакытжанович

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Скачать

Дочерние организации

Партнеры