Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Меню
Рус

Есть ли аналоги проекта «Бастау Бизнес» за границей?

29 Ноября 2017
826 просмотров

Бизнес-тренер «Бастау Бизнес» Бауыржан Серикбаев обучает в поселке Ботакара Бухар-Жырауского района Карагандинской области

Обучение основам предпринимательства на курсах «Бастау Бизнес» активно берет обороты в сельских регионах.  Бизнес-тренеры проекта -высококвалифицированные специалисты.

Бауыржан Серикбаев является бизнес-тренером «Бастау Бизнес» в поселке Ботакара Бухар-Жырауского района Карагандинской области. Он прошел научную стажировку в университете Небраска США в рамках программы «Болашак». Бауыржан Серикбаев также выпускник университета Турции Акдениз, Stratford Univesity Вирджины и BAU International University в Вашингтоне.

«Когда я работал в Назарбаевском научном центре, меня отправили в США на один год проходить научную стажировку. Во время стажировки подал свои документы в другой американский университет, обучился на магистратуре. Находясь там, я влюбился в Америку. Гуляя по улице, приходили разные идеи. Меня привлекают иностранные методы ведение бизнеса. В результате поступил на профессию «Международный бизнес». После испытательного срока, получил разрешение с работы и в течении 2-х лет отточил свои знания», - начал беседу Бауыржан Серикбаев.

- Как Вы узнали о проекте «Бастау Бизнес»?

- Я увидел объявление о наборе бизнес-тренеров в проект «Бастау Бизнес», организованный НПП РК «Атамекен», в социальных сетях. Отправив резюме, приехал в Астану. В марте 2017 года участвовал в подготовительных семинарах для бизнес-тренеров. Из одной области нас было 24 претендента, мы прошли жесткий отбор, оставили только лучших.

- Были ли у Вас свои особенные навыки для обучения начинающих предпринимателей?

- У всех тренеров стояла задача обучать людей по 12 модулям. Бизнес-тренеры разбирали эти модули и готовили каждую тематику отдельно. Программа обучения была зафиксирована, но задачи донесения этой информации и технологии ведения занятии стояли у каждого тренера индивидуально. Если ты являешься руководителем группы, нужно объяснять не только бизнес-термины, но и вносить свой вклад в формирование национального кода среди населения. Возможно тогда будет какой-то резонанс, поскольку люди, живущие на селе, не воспринимают сухие слова и цифры. В мегаполисах мы находимся в постоянном поиске, воспринимаем большой поток информации. А в деревнях совсем другая среда, поэтому если ограничиваться формулами и бизнес-планами не будет никакого результата. С народом нужно разговаривать на их языке, брать примеры не с Запада, а из жизни. Крылатые фразы из народа можно использовать в качестве мотивации. Бизнес-тренеру самое главное нужно знать психологию, чтобы переломить старые стереотипы. Мы все родом из Советского союза, когда считалось, что правительство должно всё делать за нас и мы лишь наемные работники. Для того, чтобы изменить это, нужно применять предпринимательское мышление, но при этом учитывать не только зарубежный опыт, но и наши национальные особенности.

- Получается, что наши стандарты и модели не соответствуют западным?

- Мировые стандарты нужно использовать, но только самые необходимые и эффективные. Нужно действовать применяя европейские и американские модели, с учетом местных особенностей. Бизнес-тренер – это фильтр, который воспринимает и впитывает разную необходимую информацию, но затем подстраивая ее под среду, выдает лишь полезную часть. С помощью этой формулы работают западные достижения в Казахстане.

- На сегодняшний момент в Вашем районе состоялось два потока обучения «Бастау Бизнес». Сколько человек было в группе? Расскажите о своем опыте?

- В двух потоках было два разных бизнес-тренера. Во второй группе, в поселке Ботакара, обучились 37 человек, из них 15 человек успешно защитили свои проекты и начали свое дело. В том числе были парикмахерские, производство мяса и молока, коневодство, производство кумыса, СТО, открытие магазина и так далее. Когда приходит группа, первые пару дней изучаем их психологический портрет. Смотрим в каком направлении он хочет открыть производство, в какой области у него есть навыки. Затем разделяем участников на подгруппы. К примеру, выбравшие животноводство отдельно, растениеводство отдельно. Поскольку удобнее обучать тех, у кого одна область.

- Какие идеи преобладают среди бизнес-планов на селе?

– Чаще всего проекты связаны с животноводством, в том числе с производством мяса и молока. Но также пользуется спросом производство кумыса. К примеру, в кооператив «Арай», который занимается молочной продукцией и мясом, входит 42 предприятия.

- Были ли случаи, когда человек оказывался в капкане своей идеи?

- Да, были. В поселке Ботакара слушатель хотел открыть баню, однако в той местности имеются 2 действующие бани, к тому же 3 предпринимателя совместно уже строили баню и кафе. 4-ая будет не рентабельна, ведь есть понятие как ёмкость рынка. Ушло очень много времени, чтобы объяснить человеку основы маркетинга и результаты исследования.

- Чему Вы научили участников «Бастау Бизнес» и чему они научили Вас? 

- Участники научили меня многому. Во-первых, простоте. Их порядочность и честность сразу бросается на глаза. В регионе много патриотов. Радует то, что они хотят не только открыть свой бизнес, но и трудоустроить несколько человек. Зарубежом развита культура того, что человек занимается тем, что приносит ему удовольствие. Нам тоже надо применять эту психологию.

- Сразу ли в группе определяется человек, который имеет хватку предпринимателя?

– Бывает. Это отражается в его лидерских качествах, понимании рынка и умении управлять бизнесом. В процессе составления психологического портрета проявляется его навыки. «Бастау Бизнес»  меняет мировоззрение людей, направляет на предпринимательство. Проект учит брать на себя ответственность и работать для достижения цели, а не надеется на государство. Двумя словами – предпринимательское мышление. Во-вторых, «Бастау Бизнес» приносит вклад в развитие экономики.

- Есть ли подобные проекты в других странах?

- В каждой стране имеются свои центры и программы развития предпринимательства. В США сильные, состоявшиеся бизнесмены помогают только-только начинающим предпринимателям, у них развито меценатство. В Узбекистане с приходом нового президента, также запустились проекты, направленные на тех, кто занимается бизнесом. Но у «Бастау Бизнес» совсем другая специфика, для нас это абсолютно новый проект. Мы даем знания, всю необходимую информацию и направляем на открытие бизнеса в короткий срок. В селах с сезонной работой нельзя терять времени.

–  Какие результаты имеются уже у «Бастау Бизнес»?

–  На первом потоке обучились 17 человек из них 15 открыли свое дело.  Вторые потоки в основном открывают кооперативы. Это тоже приносить большую прибыль. К примеру, если хотите приобрести технику, государство выделяет субсидии. Интерес обучающихся в районе очень большой. На Западе самые эффективные инвестиции – это вложения в образование. У нас немного по-другому. Нужно менять эту психологию.  Думаю, если слушатель открывает глаза много новому, его интерес растет сам с собой. Мы стараемся развить их любознательность. Участники между собой разводят дискуссии.

- Спасибо за беседу!

Оставьте комментарий:

Комментарии:

Партнеры