astana-view

Как доставить рыбу в Казахстан?

14 Ноября 2015
11783 просмотров

Казахстанские предприниматели несут убытки вследствие действий российских таможенников

НПП РК «Атамекен» не в первый раз обращает внимание на трудности с доставкой грузов в Казахстан, которые идут транзитом по территории Российской Федерации.

Казахстан в силу своего географического положения зависит от транзита по территории РФ ввиду того, что это наиболее оптимальный путь доставки товаров в Казахстан из стран Европейского союза. Налаженные схемы доставки товаров и сложившиеся не за один год маршруты до недавнего времени работали бесперебойно и позволяли предпринимателям на всех уровнях от импортера до перевозчика планировать бизнес-процессы и выстраивать эффективные цепочки поставок.

Однако санкционная политика РФ наложила серьезный отпечаток на внешнеэкономическую деятельность казахстанских предпринимателей. Первым «тревожным звоночком» стали действия ФТС России в отношении казахстанских перевозчиков: с сентября т.г. все грузы, подпадающие под действие санкционного списка, проходят неоднократный 100% таможенный досмотр на всем пути следования по территории РФ. Казахстанские перевозчики,  для того, чтобы доставить санкционный, по российским меркам, груз в Казахстан транзитом по территории РФ, подвергаются следующим обязательным процедурам:

  • полный 100% таможенный досмотр груза на внешней границе ЕАЭС;
  • установление маршрута следования таможенными органами РФ на внешней границе с обязательным проставлением отметок в таможенных органах РФ на пути следования в Казахстан (как минимум один пункт, как правило - два);
  • повторный 100% таможенный досмотр груза, который следует по территории РФ под пломбами, установленными таможенными органами РФ на внешней границе.

Надо понимать, что законодательство РФ предусматривает ответственность за несоблюдение маршрута следования перевозчиками, и поэтому казахстанские перевозчики доставляют грузы в Казахстан, не исходя из экономической выгоды, а руководствуясь дальнейшей возможностью осуществлять перевозки грузов по территории ЕАЭС в принципе.

Казахстанские предприниматели, оценив весь спектр возникающих трудностей при транзите грузов автомобильным транспортом, частично, насколько это возможно, переориентировали перевозки на железнодорожный транспорт, в надежде, что на этот вид транспорта не будут распространяться аналогичные меры таможенных служб РФ.

Но, оказывается, что гарантий по своевременной доставке в Казахстан товаров, включенных в санкционный список, сегодня не может предоставить ни один вид транспорта.

И дело тут уже не только в том, каким видом транспорта доставляется товар в Казахстан, но и по каким документам.

Очень интересная ситуация складывается сегодня с доставкой продукции, которая подлежит ветеринарному контролю. Напомним, в августе т.г. НПП РК «Атамекен» уже давала разъяснения в части запрета на ввоз норвежской рыбы с указанием нормативно-правовой базы, регулирующей введение односторонних мер в отношении подконтрольной продукции.

Надо понимать, что некоторые нормы наднационального законодательства позволяют распространить запретительные меры по ввозу подконтрольной продукции одного из государств-членов на все государства-члены ЕАЭС.  На практике наши предприниматели лично убедились в том, что этот механизм очень хорошо работает.

На этой неделе в НПП РК «Атамекен» поступили обращения отечественных предпринимателей (ИП Тарасов, ТОО «Проэдванс»), которые пытались доставить в Казахстан сельдь и кильку свежемороженую, произведенную на прибалтийских предприятиях. Несмотря на наличие всех необходимых сертификатов и разрешений от Комитета ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, продукция для Казахстана при пересечении внешней границы ЕАЭС на железнодорожном  таможенном пункте пропуска РФ не была допущена к ввозу на территорию ЕАЭС.

Все попытки, которые были предприняты со стороны казахстанских уполномоченных органов в лице МСХ РК, не решили проблему: вагон ТОО «Проэдванс» был возвращен обратно в Латвию, а контейнер со свежемороженой килькой ИП Тарасов со 2 ноября т.г. простаивает на ж/д станции Резекне в Латвии. Остается только догадываться, какие убытки уже понесли наши предприниматели и какие еще издержки могут ждать их впереди.

Самостоятельно предпринимателям решить возникающие проблемы при транзите ветеринарной продукции невозможно: на границе таможенные службы РФ утверждают, что действуют в соответствии с распоряжением Россельхознадзора, а при обращении к последним слышат заявления о том, что со стороны Россельхознадзора не было никаких запретов и ограничений на ввоз товаров в Казахстан.

Наши предприниматели стали жертвами не только отсутствия связи в части сотрудничества по указанным вопросам между уполномоченными органами в области ветеринарии Казахстана и России, но и неэффективного взаимодействия между ФТС России и Россельхознадзором.

 

 

 

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры