Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Меню
Рус

Дорожная карта дуального обучения

Реализация Дорожной карты дуального обучения по состоянию на октябрь 2016 г.

Квалификационные требования к выпускникам постоянно расширяются и повышаются из-за растущей глобализации и непрерывных структурных изменений в промышленности и обществе. Стандарты образования для существующих профессий и применяемые методы обучения должны способствовать раскрытию профессиональных качеств обучающихся.

Экономика трансформировала традицию «штучной» подготовки мастером ученика в дуальную систему обучения.

Дуальное обучение - эта подготовка квалифицированных работников на основе тесного взаимодействия предприятий и колледжей: ученики обучаются профессии на рабочем месте прошедших подготовку специалисов-мастеров.

Дуальная система решает две задачи сразу – совмещает в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: в 1-2 дня в неделю в колледже, остальные время - на предприятии.

В колледже молодежь получает теоретические знания, изучает специальные предметы по избранной профессии, а специалисты-мастера на предприятии помогают им освоить практические навыки, обучают тонкостям и премудростям профессии.

Дуальная система может быть хорошим источником рабочей силы для предприятий, что способствует развитию промышленности и экономики.

Высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы объясняется тем, что она отвечает кровным интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, работников, государства.

Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. Такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки. Новички могут сразу работать с полной отдачей и производительностью, они хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем «своими».

Все это в совокупности способствует закреплению кадров и уменьшению текучести, что для производства немаловажно.

Участие в подготовке кадров положительно сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя на рынке труда. При этом за ним остается право выбора, и оно само решает, организовывать ли у себя обучение.

Для молодых людей - это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены. Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность.

Для государства - эффективно решается задача подготовки квалифицированных кадров для отраслей экономики. Государство поддерживает подготовку специалистов на предприятии, финансируя систему ТиПО.

Кроме того, к его компетенции относится правовой контроль и сотрудничество с региональными палатами по вопросам профессионального обучения. В задачи этих палат входит контроль наличия на предприятиях необходимых условий для обучения учеников, а также создание экзаменационных комиссий.

Требуется улучшить модель и механизмы профессиональной подготовки, которые бы способствовали преодолению отставания в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. 

Предприятиям нужно заключать договоры с организациями образования для целевой подготовки персонала (в основном по востребованным рабочим специальностям).

Соответственно, следует рассмотреть возможность выделения на предприятии производственных площадок для ученических мест (обучение на рабочем месте). Например, теоретическая подготовка должна сочетаться с практическими умениями по обеспечению ремонта и наладки оборудования, его диагностики и текущей эксплуатации, выполнению диспетчерских и административно-технических функций, контролю качества продукции. В результате стажер получает необходимый опыт. После окончания учебного заведения ему будет проще найти постоянное место работы. Предприятие при таком подходе к обучению будет обеспечено постоянным притоком квалифицированного персонала.

Таким образом, в стране обеспечивается единое образовательное пространство при возможности регионов решать свои специфические задачи в сфере ТиПО и подготовки кадров.

Об образовании

Трудовой кодекс Республики Казахстан

О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан

О разрешениях и уведомлениях

Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы

Об утверждении Плана мероприятий по реализации Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы

Об утверждении квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности, и перечня документов, подтверждающих соответствие им

Об утверждении Типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы высшего образования

Об утверждении Типовых правил приема на обучение в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального образования

Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей

Об утверждении Правил размещения государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с техническими профессиональным, послесредним, высшим и послевузовским образованием с учетом потребностей рынка труда, на подготовительные отделения высших учебных заведений, а также на дошкольное воспитание и обучение

Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования

Об утверждении Правил государственной аттестации организаций образования

Об утверждении Правил организации дуального обучения

Об утверждении Правил по организации заказа, хранению, учету и выдаче бланков документов государственного образца об образовании и (или) квалификации и обеспечению ими организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы высшего и послевузовского образования, подведомственных организаций образования

Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Об утверждении Правил оценки уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации по профессиям (специальностям)

Об утверждении общих требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в организации

Партнеры