astana-view

Реестр проблем

№1212

Проблемный вопрос относительно аттестации профессиональных аварийно-спасательных служб в области промышленной безопасности.

Обратился руководитель ТОО «Профессиональная аварийно-спасательная служба» (далее – ТОО), относительно аттестации профессиональных аварийно-спасательных служб в области промышленной безопасности. Как известно, в соответствии с Законом "О разрешениях и уведомлениях" - Комитетом промышленной безопасности МЧС РК проводится аттестация профессиональных аварийно-спасательных служб в области промышленной безопасности, по результатам которой выдается свидетельство. Для прохождения вышеназванной аттестации на право проведения противофонтанных работ ТОО через веб-портал "электронного правительства" www.egov.kz обратилось в Комитет по промышленной безопасности МЧС РК (далее - КПБ МЧС). При этом для выдачи разрешения, по поручению КПБ МЧС региональным департаментом Комитета по промышленной безопасности МЧС по Атырауской области (далее -Департамент) был проведен профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора. В ходе проверки, ТОО были предоставлены все сведения о фактическом исполнении требований, указанных в Приказе Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 27 июля 2021 года № 360 "Об утверждении требований и нормативов расчета штатной численности личного состава, норм оснащения профессиональных аварийно-спасательных служб в области промышленной безопасности"; Приказа Министра внутренних дел Республики Казахстан от 11 июля 2018 года № 507 «Правила аттестации и переаттестации спасателей»; Приказа Министра внутренних дел Республики Казахстан от 15 января 2015 года № 21 «Квалификационные требования, предъявляемые к аварийно-спасательным службам и формированиям» в том числе документальное подтверждение, в виде договоров аренды на предусмотренные для работ автомобили, машины. Однако, по итогам проверки было выдано заключение с выявлением нарушений в виде отсутствия машин, автомобилей на праве собственности. Как было разъяснено сотрудниками Департамента вышеназванный профилактический контроль и надзор проводится на основании проверочных листов, утвержденных Совместным Приказом МИИ и МНЭ (внесенными изменения совместным приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 2 сентября 2021 года № 426 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 6 сентября 2021 года № 84.) "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области промышленной безопасности" (далее -Совместный приказ), которые как оказалось, содержат необоснованные и не соответствующие законодательству требования – о необходимости иметь оборудования и автомобили на ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ. Таким образом, при проведении проверки региональными департаментами КПБ МЧС не принимается во внимание наличие всех перечисленных в проверочных листах оборудовании, машин, автомобилей на праве аренды/доверительного управления/ безвозмездного пользования (прилагается договор аренды). При этом ни в Законе «О Гражданской защите», ни в Приказе Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 27 июля 2021 года № 360 "Об утверждении требований и нормативов расчета штатной численности личного состава, норм оснащения профессиональных аварийно-спасательных служб в области промышленной безопасности" Приказе Министра внутренних дел Республики Казахстан от 11 июля 2018 года № 507 «Правила аттестации и переаттестации спасателей»; Приказе Министра внутренних дел Республики Казахстан от 15 января 2015 года № 21 «Квалификационные требования, предъявляемые к аварийно-спасательным службам и формированиям» требований о необходимости иметь НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ указанных оборудовании, машин в подтверждение квалификационным требованиям для осуществления профессиональных аварийно-спасательных служб в области промышленной безопасности НЕ СОДЕРЖИТСЯ. Таким образом, вызывает вопрос законности таких требований в проверочных листах, а также руководство ими при проведении аттестации и выдачи свидетельства КПБ МЧС РК. Кроме того, согласно Закону РК "О разрешениях и уведомлениях" - «отказ в выдаче разрешения второй категории осуществляется по основаниям, предусмотренным законами Республики Казахстан». То есть проверочные листы, утвержденные Совместным приказом, без указания на эти требования в Законах РК не могут служить основанием для отказа в выдаче разрешения. Вместе с тем, согласно ст.14 Предпринимательского кодекса РК неопределенности законодательства Республики Казахстан толкуются в пользу субъекта предпринимательства. В Палату предпринимателей обратился ТОО «ЭкоМунайГаз» (далее - Товарищество) об оказании содействия в решении вопроса. Так, согласно обращению предпринимателя, ТОО «ЭкоМунайГаз» с 2016 года оказывал услуги по обеспечению противофонтанной безопаности согласно «Свидетельства право ведения определенного вида или видов аварийно - спасательных работ (протифонтанных)», выданный Комитетом по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан. Срок действия вышеуказанного Свидетельства составляет 3 года. С 2016 года по 2021 года ТОО «ЭкоМунайГаз» оказывал услуги нефтяным компаниям Актюбинской и Атырауской областях. За указаннное время работы, со стороны Заказчиков в отношении ТОО «ЭкоМунайГаз» не было претензий и нареканий по обеспечению услуг противофонтанной безопасности. 20 сентября 2021 года Приказом Министра по чрезвычайным ситуациям РК были введены новые правила по аттестации аварийно - спасательных служб, «Правила аттестации профессиональных аварийно - спасательных служб в области промышленной безопаности». 29 ноября 2021 года Товарищестом через сайт «электронного правительства» было подано заявление для прохождения аттестации на право проведения противофонтанных работ в Комитет по промышленной безопаности МЧС РК. На данное заявление, 10 декабря 2021 года был получен мотивированный отказ в оказании государственной государственной услуги. После устранении всех замечаний, 11 января 2022 года Товариществом было подано повторное заявление. Вместе с тем, в феврале текущего года, Департаментом Комитета промышленной безопаности МЧС РК по Атырауской области был проведен профилактический контроль и надзор на соответствие требованиям к профессиональным аварийно - спасательным службам. Профилактический контроль и надзор проводился согласно проверочного листа, утвержденный Совместным приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 15 декабря 2015 года № 1206 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 814 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области промышленной безопаности». При этом в проверочном листе содержатся необоснованные и несоответствующие законодательным актам требования по наличию оборудования на праве собственности. Так, по результатам профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора департаментом КПБ МЧС по Атырауской области Товариществу было выдано Предписание об устранение нарушений о несоответствии, по причине, что специальные техники, оборудования, экипировка и снаряжения, в том числе инструменты и материалы не являются собственностью Товарищества. При этом, ни в Законе «О гражданской защите», ни в Приказе Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 27.07.2021 года №260 «Об утверждении требований и нормативов расчета штатной численности личного состава, норм оснащения профессиональных аварийно - спасательных служб в области промышленной безопаности», ни в Приказе Министра внутренних дел РК от 11.07.2018 года №507 «Об утверждении Правил аттестации и переаттестации спасателей», ни в Приказе Министра внутренних дел Республики Казахстан от 15.01.2015 года №21 «Об утверждении квалификационных требований, предъявляемые к аварийно - спасательным службам и формированиям» требования по наличию на праве собственности указанных оборудований, машин в подтверждении квалификационным требованиям не содержится. Таким образом, Приложение 27 вышеуказанного проверочного листа, в частности пункты 114 и 127 раздела 3 «На право проведения противофонтанных работ» не соответствуют квалификационным требованиям законодательного акта.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

АТЫРАУСКАЯ РПП, АКТЮБИНСКАЯ РПП

Предложение по решению проблемы:

Привести в соответствие противоречащие друг другу НПА в области промышленной безопасности. Привести в соответствии Приложение 27 проверочного листа, утвержденный Совместным приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 15 декабря 2015 года № 1206 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 814 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области промышленной безопаности» согласно квалификационным требованиям законодательного акта.

Пути решения:

Исключить из проверочных листов, утвержденных Совместным Приказом МИИ и МНЭ "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области промышленной безопасности" требования – о необходимости иметь оборудования и автомобили на праве собственности.

Дата включения в реестр:

2022-04-13 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2022-09-30 00:00:00

Ход исполнения:
На рассмотрении НПП
Ответственный исполнитель:

Асқар Алмат

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Руководитель подразделения:

Асқар Алмат

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Partners