astana-view

Реестр проблем

№452

Касательно установления системы информационного обмена между таможенными органами и перевозчиками.

Таможенным постом «Тараз-ЦТО» Департамента государственных доходов по Жамбылской области (далее-Департамент) на постоянной основе производится таможенная очистка временно прибывающих в адрес ТОО «Казфосфат» товаров «Танк контейнера порожние для перевозки желтого фосфора», являющихся транспортными средствами международной перевозки (далее – ТСМП) с помещением их под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (ИМ-53). При подаче декларантом ТОО «Казфосфат» декларации на товары по таможенным процедурам временного ввоза (допуска) (ИМ-53), таможенным постом «Тараз-ЦТО» Департамента на основании поступающих писем ж/д станции «Асса», а также во исполнения пункта 25 Инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки, утвержденной Решением Комиссии таможенного союза № 511 от 18.11.2010г. (далее – Инструкция) на регулярной основе в адрес Брестской таможни Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (далее – Брестская таможня ГТК РБ) направлялись запросы о представлении копии таможенной декларации на транспортное средство (далее – ТДТС), оформленной при временном ввозе ТСМП. На что, Брестской таможней ГТК РБ на таможенный пост «Тараз-ЦТО» представлялись ответы с копиями экземпляров ТДТС, хранящихся в делах таможни. Однако, 10.10.2016г. Брестской таможней ГТК РБ за исх. № 02-4/27552 от 07.10.2016г. и 18.11.2016г. за исх. № 02-4/31913 от 14.11.2016г. на таможенный пост «Тараз-ЦТО» Департамента были представлены ответы на предшествующие запросы, при этом обращая внимание, что основанием для запросов таможенного поста «Тараз-ЦТО» Департамента послужил пункт 25 Инструкции, определяющий порядок действий таможенного органа в случаях утраты перевозчиком ТДТС, что и происходит в данном случае. На основании пункта 5 Инструкции, при использовании в качестве ТДТС стандартных документов перевозчика для железнодорожного транспорта за основу принимается передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав. Такая передаточная ведомость используется только при перемещении товаров в одном поезде через границу, т.е. для организации передачи поезда от зарубежного перевозчика железной дороге (железнодорожному перевозчику) государства-члена ЕАЭС и далее, т.е. по пути следования, такая передаточная ведомость вместе с ТСМП не следует. Согласно пункта 15 Инструкции, один экземпляр ТДТС, оформленной таможенным органом при временном ввозе или временном вывозе ТСМП, остается в таможенном органе, другой – возвращается перевозчику и изымается таможенным органом при завершении временного ввоза или временного вывоза ТСМП. В соответствии с пунктом 15 Инструкции, один экземпляр ТДТС, оформленный таможенным органом при временном ввозе ТСМП, остается в таможенном органе, другой – возвращается перевозчику. Также, согласно пункта 16 Инструкции, в случае передачи временно ввезенных железнодорожных ТСМП железной дорогой (железнодорожным перевозчиком) государства-члена Таможенного союза железной дороге (железнодорожному перевозчику) другого государства-члена Таможенного союза в соответствии с пунктом 7 Соглашения об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки на таможенной территории Таможенного союза от 18 июня 2010 года (совершенное в Санкт-Петербурге), передающая временно ввезенные ТСМП железная дорога направляет информацию принимающей такие ТСМП железной дороге о регистрационном номере ТДТС и сроке временного ввоза ТСМП, в том числе с использованием информационных технологий и информационных систем. Вместе с тем, с учетом порядка, установленного пунктом 16 Инструкции, при использовании железнодорожного транспорта несколькими железными дорогами (железнодорожными перевозчиками), утраты ТДТС у последующего железнодорожного перевозчика (т.е. у ж/д станции «Асса»), в принципе произойти не может по причине того, что он не располагает экземпляром ТДТС. При этом, пункт 35 Инструкции, который действует до организации полноценного информационного взаимодействия между таможенными органами и Железными дорогами государств-членов Таможенного союза, предусматривает порядок получения таможенным органом государства-члена Таможенного союза (т.е. Департаментом) от железной дороги (железнодорожного перевозчика) данного государства (т.е. АО «КТЖ-Грузовые перевозки» – «Жамбылское отделение ГП») информации для целей осуществления таможенного контроля и таможенных операции в отношении временно ввезенных железнодорожных ТСМП об обстоятельствах ввоза и месте нахождения ТСМП. Учитывая вышеизложенное и сложившуюся ситуацию, на сегодняшний день таможенным постом «Тараз-ЦТО» Департамента при подаче декларантом ТОО «Казфосфат» декларации на товары исполнение действий предписанных Решением Комиссии таможенного союза № 511 от 18.11.2010г. не предоставляется возможным без предоставления ТДТС, которая на момент подачи декларации на товары отсутствует. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что согласно пункта 3 статьи 242 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахастан» (далее – Кодекс РК) товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и Кодексом РК. Также сообщаем, что при отсутствии сведении о пересечении таможенной границы Таможенного союза под таможенным контролем, помещение временно ввезенных товаров «Танк контейнера порожние для перевозки желтого фосфора», прибывающих в адрес ТОО «Казфосфат» под таможенные процедуры является затруднительным, что в свою очередь может повлечь за собой простой товаров, транспортных средств и недовольство со стороны участников внешнеэкономической деятельности. В настоящее время таможенным законодательством Таможенного союза установлена обязанность перевозчика по декларированию транспортных средств (вагонов и контейнеров) принадлежности не государства-членов Союза, и ввозимых на таможенную территорию в целях начала или завершения международной перевозки грузов. При этом устанавливается срок временного ввоза и ограничение по использованию в попутной погрузке при внутренней перевозке. Органы государственных доходов усилили требования по выполнению таможенного законодательства и такие вагоны и контейнеры, перевозку которых осуществляет перевозчик, рискуют быть задержанными на международном государственном стыковом пункте (МГСП) на внешней границе. За несвоевременный вывоз на перевозчика может быть наложен штраф (106500 тенге), а также конфискация транспортного средства. Вместе с тем, ввозимые вагоны и контейнеры в большинстве своем принадлежат иностранным физическим и юридическим лицам, имеющим право распоряжаться своей собственностью, извлекать прибыль и, не несущих какой - либо ответственности за нахождение вагонов и контейнеров на территории Союза. При этом необходимо отметить, что у перевозчика отсутствуют рычаги воздействия на иностранных собственников или арендаторов, грузополучателей в части принуждения к необходимости выполнения требования органов государственных доходов и своевременного обратного вывоза вагонов и контейнеров. Кроме того, отсутствует интеграция информационных систем таможенных органов государств-членов Союза, что фактически не позволяет контролировать ввоз и вывоз вагонов и контейнеров при пересечении границ в пределах всего Союза. В итоге, вагоны и контейнеры, ввезенные через пункты пропуска на российской или белорусской территории, могут быть задержаны при вывозе в пунктах пропуска на казахстанской внешней границе ввиду отсутствия сведений о номере таможенной декларации на транспортное средство, присвоенное ФТС РФ или ГТК РБ (так на станции «Достык» 2 месяца простаивают контейнеры с грузом, ранее ввезенные через пункты пропуска РФ, ввиду отсутствия декларации на транспортное средство, которые должны быть оформлены еще при ввозе). Перевозчику приходится проводить расследование, искать сведения о декларировании вагонов и контейнеров на территории РФ и РБ, без какой-либо гарантии со стороны органов государственных доходов РК о возможности пропуска транспортных средств через границу. Еще одним проблемным вопросом является нестыковки в информационных системах таможенных органов при декларировании арендованных иностранных транспортных средств под процедурой временного ввоза (с уплатой сумм периодических платежей) и последующим переоформлением в связи с полной выплатой таможенных платежей и соответственно, возможностью свободного перемещения по территории Союза без сроков временного ввоза. В отношении таких вагонов отсутствуют отметки в информационной системе ТАИС-2 КГД МФ РК признака оформленного с уплатой таможенных платежей, соответственно, такие вагоны продолжают числиться как находящиеся во временном ввозе и обязательные к обратному вывозу. Необходимость доказывания правомерности нахождения на территории Союза возлагается на перевозчика и грузоотправителя, что не является правильным. Несовершенство информационных систем таможенных органов, в том числе отсутствие интеграции между информационными системами таможенных органов Союза требует серьезной доработки, а слабая правовая основа всего раздела декларирования транспортных средств международной перевозки требует пересмотра и исключения ответственности перевозчиков на действия собственников, арендаторов вагонов и контейнеров, а также грузополучателей.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ЖАМБЫЛСКАЯ РПП, АСТАНА РПП

Предложение по решению проблемы:

Внести дополнения в Инструкцию о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки, утвержденной Решением Комиссии таможенного союза № 511 от 18.11.2010г.

Пути решения:

1. Направить предложение в КГД МФ РК, ЕЭК РК. 2. В случае необходимости, провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства. 3. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.

Дата включения в реестр:

2017-02-27 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2017-09-30 00:00:00

Ход исполнения:
01.08.2019; 17 мая 2019 года МФ РК направило в госорганы письмо о предоставлении позиции по вопросам перемещения контейнеров через таможенную границу ЕАЭС. На запрос ответила Генеральная прокуратура РК (исх. 2-19-19-02633 от 24.05.19г. прилагается). МНЭ РК не предоставила ответ. 29 мая 2019 года МФ РК повторно направило письмо в адрес МНЭ РК исх.№КГД-11-2-61//12-13/119,1,1,1,1,1,1,1,1,1,1-16138 от 29.07.19г. для предоставления позиции по Протоколу заседания РГ по вопросам перемещения контейнеров через таможенную границу ЕАЭС от 20 марта 2019 года №МК-721/18 (прилагается).
06.10.2017; Получен ответ от КГД МФ РК на исх.№8858/06 от 28.08.17г. Предложения Национальной палаты по внесению изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010г. № 511 «Об Инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки» направлены КГД МФ РК в адрес Евразийской экономической комиссии. О результатах рассмотрения сообщат дополнительно.
06.11.2018; 11 октября 2018 года на площадке Евразийской экономической комиссии состоялось третье заседание (в режиме видеоконференции) рабочей группы по вопросам перемещения контейнеров через таможенную границу ЕАЭС. На данном заседании был рассмотрен вопрос о внесении изменений в Решение Комиссии таможенного союза от 18.10.2010 года №511 "Об инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки" (далее Решение № 511). На данном заседании было рассмотрено предложение НПП "Атамекен" в части: - закрепления нормы, что по обращению получателя (пользователя, владельца) транспортного средства международной перевозки (далеее - ТСМП) таможенный орган, оформивший временный ввоз такого ТСМП, изготавливает дубликат таможенной декларации на транспортное средство в отношении этого ТСМП. По итогам проведенного заседания решили: дополнительно проанализировать Решение № 511, в том числе на предмет необходимости его корректировки, для обеспечения информационного взаимодействия таможенных органов в рамках контроля за временным ввозом ТСМП и возможности использования такого взаимодействия для контроля за контейнерами, ввезенными в соответствии с Конвенцией. (Протокол заседания прилагается)
07.12.2017; По информации КГД МФ РК, предожения о внесении дополнений в решение КТС от 18 ноября 2010 года №511 "Об инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых ТСМП" приняты Евразийской экономической комиссией к сведению и будут учтены при доработке действующих либо подготовке новых актов Комиссии, в том числе в ходе реализации норм, предусмотренных Таможенным кодексом ЕАЭС.
16.05.2019; До настоящего времени было проведено несколько заседаний РГ. Последнее заседание рабочей группы по вопросам перемещения контейнеров через таможенную границу ЕАЭС прошло 20 февраля 2019 года. По итогам проведенных предыдущих заседаний были сделаны следующие выводы: 1. Ни одна из Сторон государств-членов ЕАЭС не готова идти на поиск компромиссного решения, придерживаясь необходимости сохранения уже сложившейся в каждом из государств-членов практики перемещения контейнеров; 2. Различные подходы государств-членов к перемещению контейнеров через таможенную границу Союза регулярно приводят к возникновению проблем, приводящих к простою контейнеров с товарами, значительным издержкам хозяйствующих субъектов, а также подрыву транзитного потенциала Союза; 3. Дальнейшее сохранение различной практики перемещения контейнеров через таможенную границу Союза, по мнению Комиссии, недопустимо, так как, по сути, формируется искусственный барьер в рамках Союза; 4. Все выше обозначенное обусловило необходимость подготовки материалов для рассмотрения данного вопроса на Совете Комиссии (проект распоряжения Совета Комиссии и справка прилагается). Проект распоряжения Совета Комиссии предусматривает: 1. Определение единого подхода к регулированию перемещения контейнеров через таможенную границу Союза (выбор за основу одну из действующих практик государств-членов); 2. Обеспечение учета и контроля таможенными органами за перемещением контейнеров с использованием информационных систем; 3. Проработка Сторонами совместно с Комиссией вопроса об экономической целесообразности в дальнейшей перспективе сохранять учет и контроль перемещения контейнеров через таможенную границу Союза. Вместе с тем, даже при принятии решения об отказе от таможенного декларирования контейнеров, потребуется внесение изменений в ТК Союза, что займет несколько лет. Однако до внесения изменений в ТК Союза проблема будет сохранена и поэтому по мнению Комиссии, целесообразно сначала найти решение уже сложившейся проблемы, причем решать ее важно уже в ближайшее время. Кроме того, вопрос отказа от учета и контроля за перемещением контейнеров комплексный требует обсуждения со многими министерствами и ведомствами государств-членов Союза на предмет оценки экономических последствий такого подхода для всех государств-членов. Позиция Национальной палаты по данному вопросу была направлена в адрес МФ РК исх.№3946/07 от 10.04.19г. (Прилагается) 4 мая 2019 года на площадке МФ РК прошло совещание по выработке единой позиции от Республики Казахстан по вопросу порядка таможенного декларирования контейнеров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза. В совещании приняли участие представители Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен», АО «КТЖ - Грузовые перевозки» и Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, Министерство национальной экономики РК участие не принимало. Из-за отсутствия представителей МНЭ РК на данном совещании не была выработана позиция РК.Учитывая вышеизложенное, МФ РК планирует повторно направить в госорганы письмо с просьбой выбрать один из вариантов решения проблемы перемещения контейнеров.
16.08.2018; Исх. № 9257/06 от 16.08.18г. в адрес Евразийской экономической комиссии направлены предложения по внесению изменений в Решение КТС от 18.11.2010г. №511 и рассмотрение их в рамках РГ при ЕЭК.
18.05.2017; Направлено письмо в адрес КГД МФ РК с предложениями по внесению изменений в Решение КТС от 18.11.2010г. №511 исх. №4575/06 от 12.05.17г.
27.09.2018; 11 октября 2018 года на площадке Евразийской экономической комиссии состоится третье заседание (в режиме видеоконференции) рабочей группы по вопросам перемещения контейнеров через таможенную границу ЕАЭС. Вопрос о внесении изменений в Решение Комиссии таможенного союза от 18.10.201 года №511 "Об инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки" в части: - закрепления нормы, что по обращению получателя (пользователя, владельца) транспортного средства международной перевозки (далеее - ТСМП) таможенный орган, оформивший временный ввоз такого ТСМП, изготавливает дубликат таможенной декларации на транспортное средство в отношении этого ТСМП (предложение НПП РК "Атамекен") будет рассмотрено на данном заседании (вопрос III Повестки).
29.08.2017; Направлено письмо в КГД МФ РК с предложениями по внесению изменений в решение КТС №511 от 18.11.2010 года
На рассмотрении государственных органов
Ответственный исполнитель:

Мусаев Серик Саменович

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

***

Руководитель подразделения:

Ансарова Ирина Ынтымаковна

Директор

ДЕПАРТАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

моб. 8 (701) 748 81 91

Скачать

Partners