astana-view

Реестр проблем

№822

сократить периодичность прохождения обязательных медицинских осмотров для работников объектов общественного питания

Обратились предприниматели (ТОО «Кублей, ТОО «Ак-Кайнар и ТОО «Батыс Нык») с проблемным вопросом, связанным с частой периодичностью прохождения обязательных медицинских осмотров для работников объектов общественного питания. Справочно: согласно Приказу и.о.МНЭ РК от 24.02.2015г №128 и Приказу МНЭ РК от 23.11.2016г №485 (утратили силу с октября 2020г.), периодичность прохождения обязательного медицинского осмотра для работников объектов пищевой промышленности осуществлялась через каждые 12 месяцев. Министерство здравоохранения РК (далее – МЗ РК) приложением №1 к Приказу и.о.МЗ РК от 15.10.2020г. №ҚР ДСМ-131/2020 года работников объектов пищевой промышленности объединило с работниками общественного питания и установило периодичность прохождения обязательного медицинского осмотра каждые 6 месяцев. МЗ РК по письму НПП РК «Атамекен» пояснило, что кратность прохождения обязательного периодического медицинского осмотра, в части лабораторных и функциональных исследований, увеличена в целях профилактики инфекционных заболеваний и отравлений, связанных с продукцией, выпускаемой объектами пищевой промышленности. Предприниматели полагают, что увеличение кратности прохождения периодических медосмотров для работников объектов пищевой промышленности необоснованно по следующим причинам: 1/ Увеличение себестоимости пищевой продукции ввиду финансовой нагрузки работодателей - в соответствии со ст.182, ст.185 Трудового кодекса РК и п.5 ст.86 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», работодатель обязан обеспечивать за счет собственных средств своевременное прохождение работниками обязательных медосмотров. Увеличение кратности их прохождения работниками объектов пищевой промышленности приводит к увеличение финансовых затрат работодателя, что, в свою очередь, влечет увеличение себестоимости производимых продуктов питания. Соответственно, рост цен на продукты питания влечет падение покупательского спроса, закрытие большинства предприятий крупного, малого и среднего бизнеса. В период затяжной борьбы с пандемией короновируса увеличились расходы на укомплектование работников средствами индивидуальной защиты. В результате вышеуказанных затрат, отечественные пищевые товары становится неконкурентоспособными на рынке ЕАЭС. Предприниматели не согласны с ответом Департамента медицинских услуг НПП РК «Атамекен» о распределении финансовой нагрузки юридического лица ввиду второго абзаца п.5 ст.86 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», где «декретированная группа населения проходит обязательные медосмотры за счет собственных средств либо за счет средств работодателя по соглашению сторон». Поскольку считаем необходимым обратиться к п.280 ст.1 Кодекса, где в основных понятиях «декретированная группа населения – лица, работающие в сфере обслуживания населения и представляющие наибольшую опасность для заражения окружающих людей инфекционными и паразитарными заболеваниями». Аналогичное понятие закреплено и в п.4 Главы 1 Приказа МЗ РК от 16.11.2020г №ҚР ДСМ-195/2020. Таким образом, исходя из понятия, установленного Кодексом РК и вышеуказанным приказом к декретированной группе населения относятся лица, работающие в сфере обслуживания, но не в сфере объектов пищевой промышленности. Однако, Приказом МЗ РК от 15.12.2020г №ҚР ДСМ-268/2020 установлен Перечень декретированной группы населения, подлежащей гигиеническому обучения, куда включены работники и(или) лица, имеющие контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации, утилизации, уничтожения и при транспортировке их на всех видах транспорта, в том числе работники по санитарной обработке и ремонту инвентаря, оборудования». Считаем, что в случае противоречий норм права в нормативно-правовых актах разного уровня необходимо руководствоваться требованиями ст.12 Закона РК «О правовых актах», где нормы законов в случаях их расхождения с нормами кодексов РК могут применяться только после внесения в кодексы соответствующих изменений и(или) дополнений. Обращаем Ваше внимание, что требования абзаца второго п.5 ст.86 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» в части прохождения обязательного медосмотра работниками за счет собственных средств не применимо в сфере пищевой промышленности, т.к. финансовые расходы на медосмотры увеличились на 100%, что может привести к возникновению недовольства среди сотрудников, протестных настроений, их массовому увольнению. В данное время пищевая промышленность Казахстана испытывает дефицит кадров и потеря специалистов недопустима. Утечка кадров приведет к вынужденному привлечению иностранной рабочей силы. 2/ производственный контроль пищевой продукции. В соответствии с Кодексом РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» производитель пищевой продукции обязан в рамках производственного контроля регулярно осуществлять комплекс мероприятий, в том числе лабораторных исследований и испытаний производимой продукции, направленных на обеспечение безопасности и(или) безвредности для человека и среды обитания. Кроме того, производимая пищевая продукция на постоянной основе подвергается мониторингу путем проведения лабораторных испытаний в Национальных центрах экспертизы ККБТУ МЗ РК, а также в Республиканских ветеринарных лабораториях МСХ РК. При этом, производимая продукция ТОО «Кублей» в процессе изготовления подвергается термической обработке (120° по Цельсию и более), что исключает наличие, а также присутствие и развитие микроорганизмов и патогенной микрофлоры в изготовляемых продуктах питания. 3/ отчет медицинской организации о прохождении обязательного медицинского осмотра. По итогам проведения периодического осмотра в случае диагностирования инфекционного или паразитарного заболевания, выявления носительства возбудителей инфекционных заболеваний, являющихся противопоказаниями к выполняемой работе, ответственный медицинский работник медицинской организации направляет экстренное извещение в территориальные подразделения государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и направляет больного для лечения в соответствующую медицинскую организацию. Результаты обследования каждого работника, вводятся в медицинскую информационную систему. Как показывает многолетняя практика, случаев заражения и выявления инфекционных заболеваний зарегистрировано не было. Соответственно, отсутствует рост заболеваемости инфекционными заболеваниями.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ЗКО РПП

Предложение по решению проблемы:

Внести изменения в приказ и.о.Министра здравоохранения РК от 15 октября 2020 года №КР ДСМ-131/2020, в части сокращения кратности прохождения мед.осмотра работников до 1 раза в 12 месяцев.

Пути решения:

1. Обсудить имеющиеся проблемные вопросы с республиканскими субъектами бизнеса. 2. Внести изменения в приказ и.о.Министра здравоохранения РК от 15 октября 2020 года №КР ДСМ-131/2020, в части сокращения кратности прохождения мед.осмотра работников до 1 раза в 12 месяцев.

Дата включения в реестр:

2021-04-15 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2021-06-30 00:00:00

Ход исполнения:
03.02.2022; внесены изменения в приказ МЗРК, устанавливающие сдавать анализы работникам пищевой промышленности 1 раз в год. Ранее они проходили лабораторные исследования раз в 6 месяцев.
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Акатаева Гульжан Самарбековна

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Руководитель подразделения:

Кабдрахманова Назгуль Мухамедрахимовна

Директор

ДЕПАРТАМЕНТ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Partners