astana-view

Реестр проблем

№830

проблемный вопрос, связанный с возвратом товара, изготовленного по индивидуальному заказу

Связанному с возвратом проданного товара, обратился ИП «Геона.Kaz» Аминов А.Т., занимающийся изготовлением и реализацией дверей. ИП «Геона.Kaz» имеет заслуженное признание населения как внутри ЗКО, так и за ее пределами. Субъект предпринимательства обращает внимание на то, что компанией все двери изготавливаются по индивидуальному заказу покупателей (размер, цвет, фурнитура и т.д.). Однако, в настоящее время указанная производственная компания сталкивается с негативным явлением по частым возвратам покупателями (заказчиками) приобретенного товара (двери), исполненных по индивидуальному заказу потребителя (покупателя-заказчика) без претензий на качество, ссылаясь лишь на причину, что товар просто не соответствует их представлениям, хотя заказ был сделан на основе предложений и видения самого заказчика (покупателя). Соответственно, при таких довольно часто возникающих ситуациях из-за необдуманно принятых решений со стороны заказчиков (покупателей) продавец (изготовитель), являющийся субъектом предпринимательской деятельности, несет неоправданные убытки, так как в силу действия статьи 30 Закона РК «О защите прав потребителей» он обязан произвести возврат денежной суммы, несмотря на то, что потребитель сам сделал осознанный выбор дизайна товара. При этом необходимо учитывать, что в последующем продавец (изготовитель) вынужден просто складировать возвращенный товар, так как не может его реализовать третьим лицам в силу его индивидуальных особенностей (характеристик). В целях обеспечения на паритетных началах защиты прав и законных интересов как потребителей, так и предпринимателей, полагаем необходимым, учитывая складывающуюся негативную практику по возврату товаров с признаками индивидуально-определенных свойств, принять за основу имеющийся опыт других стран по регулированию данного вопроса. Так, многие страны ближнего и дальнего зарубежья (РФ, страны ЕС) на законодательном уровне урегулировали вышеуказанные ситуации.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ЗКО РПП

Предложение по решению проблемы:

- внести дополнения в Закон РК «О защите прав потребителей», дополнив часть 1 статьи 14 вторым абзацем следующего содержания: «Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, выбранные потребителем и/или согласованные с потребителем, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем и/или не может быть реализован иным потребителям в силу его индивидуально-определенных свойств.».

Пути решения:

1. Обсудить имеющиеся проблемные вопросы с республиканскими субъектами бизнеса и отраслевым департаментом НПП РК «Атамекен». 2. Внести дополнения в Закон РК «О защите прав потребителей», дополнив часть 1 статьи 14 вторым абзацем следующего содержания: «Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, выбранные потребителем и/или согласованные с потребителем, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем и/или не может быть реализован иным потребителям в силу его индивидуально-определенных свойств.».

Дата включения в реестр:

2021-05-19 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2021-10-01 00:00:00

Ход исполнения:
02.08.2022; 23 мая 2022 года НПП «Атамекен» направлено письмо (исх. №06278/22) в адрес Министерства информации и общественного развития РК в отношении реализации ювелирных украшений с религиозной символикой, с приложением сравнительной таблицы по предлагаемым изменениям в законодательство (письмо прикреплено). В ответ уполномоченный орган направил письмо (исх. №22-01-22/6754-2 от 1 июня 2022 года), в котором указано, что предложения НПП «Атамекен» будут учтены при внесении изменений и дополнений в действующее законодательство (ответ прилагается). На основании вышеизложенного просим снять вопрос с Реестра проблем.
02.08.2022; Данная проблема неоднократно поднималась. Направлялись письма в МТИ РК при разработке проекта Концепции к законопроекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей» и непосредственно самого проекта закона (исх. НПП №15394/18 от 20.12.2019 г.). Вопрос расширения списка невозвратных непродовольственных товаров также поднимался в ходе рассмотрения законопроекта в Мажилисе Парламента РК. И.о. заместителя председателя Правления НПП Устемиров Е.Л направил № СЗ-16/07478 от 21.09.2021 в отношении предоставления предложений к проекту Доркарты между НПП и фракцией партии «Nur Otan» на 2021-2022 гг. Направлены конкретные предложения в виде сравнительной таблицы к законам РК «О защите прав потребителей» от 4 мая 2010 года № 274-IV ЗРК и «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 года № 483-IV. В результате предложения НПП «Атамекен» были приняты уполномоченным органом и отражены в Концепции проекта Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» (ссылка: https://www.gov.kz/memleket/entities/mti-kzpp/documents/details/303882?lang=ru): расширить перечень исключений в пункте 1 статьи 30 Закона товарами, изготовленными для потребителя по его индивидуальному заказу, имеющими индивидуально-определенные свойства. На основании вышеизложенного, просим снять вопрос из Реестра проблем НПП РК «Атамекен».
Одобрено государственным органом
Ответственный исполнитель:

Шарафиев Ербулат Сертаевич

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ

Руководитель подразделения:

Айтбаев Асет Маратович

Директор

ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Скачать

Partners