astana-view

Реестр проблем

№845

Проблемы по размещению и проектированию объектов

К проблемам проектирования объектов жилищно-гражданского строительства в первую очередь относятся противоречия некоторых положений СанПиН со строительными нормами и правилами, действующими в РК, а также противоречия в самих нормативных документах по строительству. В санитарных правилах «Санитарно-эпидемиологические требования по установлению санитарно-защитной зоны производственных объектов» от 17.01.2012г. №93 в п.13 (в части требований к ГРЭС, ТЭЦ и районным котельным) в абзаце 7 включены все типы котельных от малометражных до больших районных мощностью 200 Гигакалорий /которые нельзя пристраивать/, но не отражены отдельно требования к малометражным котельным, которые не являются объектами производственного назначения и согласно действующим нормам СНиП и ЧС РК могут быть пристроены к многоэтажным жилым домам. При проектировании школ, больниц, детских садов по противопожарным нормам минимальный разрыв между зданием и малометражной котельной должен составлять – 6 метров, однако по вышеуказанному СанПиНу требуемый разрыв не менее 50 метров что совершенно нелогично, так как пристраивать можно вообще без всякого разрыва. При обращении в Комитет по делам строительства получен письменный ответ о том, что ситуация с малометражными котлами будет пересмотрена. Однако в новой редакции СанПиН от 20.05.15 не были учтены малометражные котельные, не относящиеся к объектам производственного назначения и требование о минимальном разрыве 50 метров остались без изменения, что крайне затрудняет проектирование многоэтажных жилых домов в микрорайонах не обеспеченных централизованным теплоснабжением, тем более в районах сложившейся застройки . При разработке проектов в настоящее время проектировщики руководствуются действующими строительными нормами, а также сводами правил проектирования РК, разрешающими применение пристроенных автономных малометражных котельных установок мощностью до 3 МВт, предназначенных для индивидуальных систем теплоснабжения отдельных зданий. Согласно СН РК 4.02-12-2002 «Нормы технологического проектирования малометражных отопительных котлов на газообразном и жидком топливе. «Противопожарные требования». Согласно СП РК 4.02-106-2013 «Проектирование автономных источников теплоснабжения» пункт 5.1.1.3 - Для жилых зданий допускается устройство пристроенных и крышных котельных. Указанные котельные допускается проектировать с применением водогрейных котлов с температурой воды до 115°С. При этом тепловая мощность котельной не должна быть более 5,0МВт. Учитывая вышесказанное и в целях устранения затруднений в проектировании жилых многоэтажных домов, необходимо внесении соответствующих изменений в СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования по установлению санитарно-защитной зоны производственных объектов» от 20.05.2015г. 2. Имеются необоснованные противоречия в нормативном документе СП РК 4.02-106-2013 «Автономные источники теплоснабжения» - пункт 5.2.3. «Возможность установки крышной котельной на зданиях любого назначения выше отметки 26,5 метров должна согласовываться с уполномоченным органом исполнительной власти в сфере противопожарной безопасности». - пункт 6.13. Крышными котельными могут оборудоваться здания высотой расположения верхнего этажа до 55,0 метра включительно. Расположение крышной котельной на высоте более 55,0 метров в каждом конкретном случае решается по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти в сфере противопожарной безопасности. Необходимо пункт 5.2.3. исправить – исключить 26,5 метров /высота здания не более 7-ми этажей/ и оставить высоту здания - 55,0 метров, что позволит устанавливать крышные котельные на здания высотой до 12-ти этажей. Из опыта работы – ЧС не берет на себя ответственность и не согласовывает увеличение любых параметров. 1.Совершенно необоснованным и не логичным является требование СанПиН, действующее в настоящее время, о соблюдении СЗЗ от АЗС с подземным расположением резервуаров ГСМ до гражданских зданий – 100 метров в черте города. Настоящим требованиям по разрывам не соответствуют ранее построенные и действующие в городах АЗС. Основным важным критерием по которому определяются разрывы АЗС от зданий в жилой зоне является пожаровзрывобезопасность которая составляет по противопожарным нормам всего – 50 метров. Учитывая вышесказанные доводы необходимо уменьшить СЗЗ от АЗС до гражданских зданий до 50 метров. 2.«Санитарно-эпидемиологические требования по установлению санитарно-защитной зоны производственных объектов» от 17.01.2012г. №93 устарели и не соответствуют современному уровню развития техники, оборудования и технологий. При проектировании производственных объектов также выявлены следующие проблемы - СЗЗ установленные СанПиНами для этих объектов имеют в отличии от европейских норм проектирования завышенные значения, а также они одинаковы для разных типов производств т. е. отсутствуют градация в зависимости от степени вредности и состава выбросов технологического процесса производства. Тем более что в настоящее время в развитых странах постоянно разрабатываются и внедряются новые технические решения и методы по очистке и утилизации технологических выбросов, которые фактически более эффективны, чем просто увеличенные санитарные разрывы. Наличие таких жестких требований в нормативных документах никак не способствуют росту и развитию экономики нашей республики.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

АКТЮБИНСКАЯ РПП

Предложение по решению проблемы:

#89 считаем обоснованным пересмотр методик и норм расчета санитарно-защитных зон предприятий, за исключением крупных и химических производств. В частности, считаем возможным введение более детальной градации СЗЗ, что положительно скажется на экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также более эффективном использовании земель городов и населенных пунктов.

Пути решения:

считаем обоснованным пересмотр методик и норм расчета санитарно-защитных зон предприятий, за исключением крупных и химических производств. В частности, считаем возможным введение более детальной градации СЗЗ, что положительно скажется на экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также более эффективном использовании земель городов и населенных пунктов.

Дата включения в реестр:

2021-07-23 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2021-12-30 00:00:00

Ход исполнения:
04.11.2022; В ответ на направленный запрос и предложения по защитным зонам Комитетом санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан представлены разъяснения по действующим нормам санитарных защитных зон. Предложения по их изменению не поддержаны.
Отклонено государственными органами
Ответственный исполнитель:

Калтаева Фатима Дюсембаевна

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Руководитель подразделения:

Усенова Назира Кадылбековна

Управляющий директор-директор

ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Скачать

Partners