astana-view

Реестр проблем

№846

Осуществление видов деятельности субъектом квазигосударственного сектора - АО «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства», которые не содержатся в Перечне видов деятельности, осуществляемых государственными предприятиями, юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними лицами

Палатой предпринимателей города Нур-Султан (далее - Палата) проведен анализ видов деятельности АО «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Общества), по результатам которого установлено следующее. Статьей 21 Предпринимательского кодекса РК (далее - Кодекс) предусмотрено ограниченное участие государства в предпринимательской деятельности. Так, пунктом 1 указанной статьи Кодекса установлено, что Государство участвует в предпринимательской деятельности в пределах, ограниченных Кодексом и законами Республики Казахстан. Пунктом 1 статьи 192 Кодекса предусмотрено в каких случаях государство участвует в предпринимательской деятельности. Закреплено, что Постановлением Правительства РК (28.12.2015 года №1095) утверждается Перечень видов деятельности, осуществляемых государственными предприятиями, юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними лицами (далее - разрешенный Перечень видов деятельности). В приложении №1 Перечислены виды деятельности, осуществляемые Обществом, которые закреплены Уставом/Постановлением. При сравнении разрешенных Перечнем видов деятельности (состоящем из 38 пунктов), с видами деятельности закрепленные в Уставе Общества и Постановлении Правительства РК от 30 октября 2009 года №1725 (Постановление о создании Общества) установлено, что определенные для Общества виды деятельности не включены в разрешенные Перечнем виды деятельности, то есть они являются неразрешенными. В приложении №2 Перечислены виды деятельности, закрепленные в Постановлении о создании Общества в редакциях до 20.03.2020 года/Постановлении в редакции в соответствии с последними изменениями от 20.03.2020 года №150. Если сравнить первоначальную и текущую редакцию Постановления несложно установить, что основные направления деятельности Общества изменены кардинальным образом (на 100%). К примеру, если до марта 2020 года Общество должно было в том числе осуществлять деятельность по повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства в целях его модернизации и развития, то в настоящее время данное направление исключено. Следует отметить, что в данном случае произошло не расширение деятельности, а его 100% перепрофилирование. При этом необходимо отметить, что новые направления деятельности также не содержатся в разрешенном Перечне видов деятельности. Хотелось бы в данном случае обратиться к ответу Министра национальной экономики РК от 30 апреля 2020 года на вопрос от 24 апреля 2020 года № 610573 (dialog.egov.kz) из которого следует, что: «Перечень видов деятельности (постановление Правительства № 1095 от 28 декабря 2015 года) утвержден в реализацию статьи 192 Предпринимательского кодекса (далее - Кодекс). Он содержит общий перечень видов деятельности, разрешенных для субъектов рынка с государственным участием, направленных на реализацию субсидиарной роли государства в экономике. Субъекты квазигосударственного сектора при расширении уставных видов деятельности должны руководствоваться пунктом 4 статьи 192 Кодекса. В соответствии с указанным пунктом, при расширении и (или) изменении осуществляемых видов деятельности субъектам квазигосударственного сектора, которые будут осуществлять свою деятельность на территории Республики Казахстан, необходимо согласие антимонопольного органа. Таким образом, при расширении и (или) изменении уставных видов деятельности вам требуется согласие антимонопольного органа.». В связи с вышеуказанным разъяснением закономерен вопрос о наличии либо отсутствии согласия антимонопольного органа по вопросу 100% изменения видов деятельности. Согласно подпункта 15) статьи 90-6 Кодекса, антимонопольный орган разрабатывает Методику по проведению обследования товарных рынков, на которых будут создаваться государственные предприятия и юридические лица, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица и (или) осуществляться ими дополнительные виды деятельности (далее - Методика). Подпунктом 6) пункта 5 Методики установлено, что по результатам проведения обследования товарных рынков, на которых будут осуществлять дополнительные виды деятельности государственные предприятия и юридические лица подготавливается Заключение. Мало того, даже обратившись в антимонопольный орган выдача положительного заключения по указанным видам деятельности также является невозможной по простой причине отсутствия данных видов деятельности в разрешенном Перечне видов деятельности. Пунктом 8 статьи 192 Кодекса установлено, что в случае создания, расширения и (или) изменения осуществляемых видов деятельности государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними лиц, которые осуществляют свою деятельность на территории Республики Казахстан без согласия антимонопольного органа, антимонопольный орган обжалует в судебном порядке указанные действия. Между тем пунктом 1-1 Постановления Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2009 года № 1725 о создании акционерного общества «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства» определено, что Общество является оператором в сфере жилищных отношений и жилищно-коммунального хозяйства, статьей 10-5 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» установлены общие положения о Центре развития жилищно-коммунального хозяйства. То есть в обход установленного Предпринимательским кодексом порядка, Постановлением Правительства РК от 20.03.20 г. № 150 и Законом РК от 26.12.19 г. № 284-VI внесены изменения противоречащие указанному Кодексу (пунктом 3 статьи 10 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» установлено, что каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней). Таким образом, поскольку осуществляемые виды деятельности АО «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства» не содержатся в Перечне видов деятельности, осуществляемых государственными предприятиями, юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными с ними лицами прошу рассмотреть вопрос о включении указанной проблемы в Реестр проблем.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

РПП Нур-Султан

Предложение по решению проблемы:

#89 исключить указанную норму права (статью 10-5 Закона О жилищных отношениях, пункт 1-1, 2 Постановления Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2009 года № 1725 О создании акционерного общества «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства»)

Пути решения:

исключить указанную норму права (статью 10-5 Закона О жилищных отношениях, пункт 1-1, 2 Постановления Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2009 года № 1725 О создании акционерного общества «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства»)

Дата включения в реестр:

2021-07-23 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2022-02-01 00:00:00

Ход исполнения:
На рассмотрении НПП
Ответственный исполнитель:

Аубакиров Азамат Маратович

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ И ТАРИФООБРАЗОВАНИЯ

Руководитель подразделения:

Оспанов Мурат Сагынтаевич

Управляющий директор- директор

ДЕПАРТАМЕНТ ПО РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ И ТАРИФООБРАЗОВАНИЯ

Partners