astana-view

Институциональную систему защиты прав потребителей предлагают создать в Казахстане

11 Апреля 2018
9115 просмотров

В Казахстане предлагают создать институциональную систему по защите прав потребителей

В «Атамекене» под председательством заместителя Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Рустама Журсунова состоялось селекторное совещание по вопросу защиты прав потребителей.

Как отмечают в «Атамекене», факты недобросовестной предпринимательской деятельности продолжают иметь место. К сожалению, нередко такая деятельность приводит к трагическим последствиям. Например, произошедшее в Шымкенте массовое отравление мороженым – это яркий пример того, какие последствия могут произойти при несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований.

Одной из предлагаемых мер «Атамекена» является необходимость усиления общественного контроля через создание институциональной системы по защите прав потребителей, которая должна стать оппонентом для НПП и стоять на страже интересов потребителей. Это должна быть крупная и солидная организация, которая станет партнером Правительства и бизнеса и сможет давать всесторонние и качественные заключения по соблюдению законодательства о защите прав потребителей.

«В Казахстане функционирует около 60 обществ. Консолидация в этом направлении слабая. «Атамекен» выступил инициатором данной встречи, чтобы понять, как сделать гражданский институт общества по защите прав потребителей действительно качественным и действенным. Чтобы институт мог привлечь квалифицированных специалистов, экспертов.  Мы готовы к обмену мнениями. Необходимы найти точки, направления в котором должны пойти. В таком деле нужны инвестиции. На первоначальном этапе должны быть сделаны какие-то государственные вложения, инвестиции. И с другой стороны должна быть обратная связь от общества. Данное совещание станет первой отправной точкой диалога», - подчеркнул Рустам Журсунов.

И.о. председателя Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК Рустам Ахметов перечислил имеющиеся на сегодня проблемы в создании таких институтов.

«Показательно, что этот вопрос поднимает именно предпринимательское сообщество. Мы согласны, что проблема есть, общественные институты необходимо развивать, нужна консолидация. В системе имеются ключевые проблемы. Первое – уполномоченный орган не наделен контрольно-надзорными функциями. Хотя потребитель обращается и ждет конкретной реакции. Здесь мы ограничиваемся только разъяснениями прав и переотправкой в нужный госорган», - сообщил Рустам Ахметов.

Здесь возникает следующая проблема, не все госорганы понимают, что они также являются одним из органов защиты прав потребителей.

«И последнее, действующая система объединений. 120 объединений зарегистрированы, из которых фактически функционируют 60. Половина не работает в основном из-за отсутствия источника финансирования, материальной базы, техники и экспертов», - добавил Ахметов.

По данным Комитета, по итогам 2017 года поступило более 30 тысяч обращений и жалоб потребителей. Из них 74 % на финансовые услуги, большая часть касается реструктуризация задолженностей, предоставление неполной информации по кредитам, скрытые процентные займы. Далее, 10 % приходится на сферу ЖКХ - добросовестность КСК, размеры добровольных взносов, отсутствие регистрации кондоминиумов. И 9 % - розничная торговля, касается качества товаров, сроков годности, гарантий, а также возврат товара.

«Считаю крайне важным развивать потребительское образование. Потребители просто не знаю своих прав, это первое. Второе – надо следить за работой судов, чтобы они исполняли нормативно-правовую базу. Потому что на сегодня говорить о практике проведения – не работает это», - выразила свою точку зрения Президент Республиканского общественного объединения «Национальная лига потребителей» Светлана Романовская.

Кабыкен Закарьянов, председатель Правления ОО «Общество по защите прав потребителей «Адилет», также выразил обеспокоенность ситуацией, однако заявил, что не нужно создавать отдельную структуру, а необходимо усилить правовую сторону: ужесточить закон о защите прав потребителей, повысить ответственность услугодателей, производителей, предпринимателей в целом. По его мнению, если создавать общественный совет, то это надо делать на уровне Правительства, там же решать и вопросы финансирования.

Президент Общественного объединения по защите прав потребителей «Адал» Артык Сейткалиева аналогично поддержала коллегу «по цеху», отметив что нет необходимости в создании отдельной структуры.

«Никто не позволит нам, общественным объединениям, заниматься контролем. Вопрос не должен звучат в форме общественного контроля, тенденция должна быть в форме диалога двух сторон. Этот общественный контроль «не в духе времени и закона»», - подчеркнул председатель ОО «Центр защиты прав человека и потребителей «АТАКЕНТ» Сергей Федосеев.

По итогам встречи было решено все озвученные предложения и идеи направлять в адрес «Атамекена» для дальнейшей проработки с уполномоченным органом.  При необходимости вопросы будут вынесены на публичное обсуждение и рассмотрение Правительства.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры