astana-view

«Дорожная карта бизнеса-2020»: ожидания и реалии

22 Октября 2018
7078 просмотров

Сегодня среди существующих государственных программ самой работающей и востребованной является  «Дорожная карта бизнеса-2020». В рамках программы предприниматели имеют возможность получить широкий выбор инструментов поддержки в виде субсидирования и гарантирования по кредитам БВУ, получения грантов на новые бизнес-идеи, подведения инфраструктуры, а также обучения, стажировки за рубежом, сервисной поддержки и специализированного консалтинга.

Программа регулярно совершенствуется, что позволяет расширить охват участников ДКБ-2020. Все ли на практике так гладко? Ответ на этот вопрос дал руководитель ТОО «СУ Химмашстрой» Николай Азовсков.

- Николай Александрович, с какими проблемами прошлось столкнуться при участие в программе?  

- Наше предприятие начало участвовать в ДКБ-2020 в 2014 году по проекту «Реконструкция подъездных путей к предприятиям ТОО «СУ Химмашстрой», СКФ «Отделстрой» и ТОО «Уральская Нефтихимическая Компания» в Уральске. Решением регионального координационного совета по Западно-Казахстанской области наш проект был одобрен на сумму строительства 60 475 тысяч тенге.

- Какие проекты могут получить одобрение региональных координационных советов и финансирование в рамках ДКБ?

- В Программе есть четыре основных направления – это поддержка бизнес-инициатив предпринимателей моногородов, малых городов и сел, затем отраслевая поддержка предпринимателей в приоритетных секторах экономики и отраслях обрабатывающей промышленности, также снижение валютных рисков предпринимателей и предоставление нефинансовых мер поддержки предпринимательства. Наш проект соответствовал второму направлению, а именно в части развития производственной инфраструктуры. Развитие производственной инфраструктуры заключается в подведении недостающей инфраструктуры к проектам малого и среднего бизнеса, направленным на создание новых производств, модернизацию и расширение действующих производств, как для отдельных проектов индивидуально. В том числе для обеспечения нескольких проектов, так и в рамках создания индустриальных зон.

- Почему ваш проект, соответствующий направлениям и условиям Программы и одобренный РКС, с 2014 года не может получить финансирование?

- Повторюсь, что наш проект заключался в реконструкции подъездных путей к предприятиям, а именно в закладке асфальтобетонного покрытия для нормального проезда автотранспортных средств протяженностью 796,46 м. В 2015 году Министерство национальной экономики согласовало выделение финансовых средств на наш проект из республиканского бюджета для осуществления строительных работ. В феврале того же года было подписано соответствующее соглашение о результатах по целевым трансфертам.

Затем Управлением энергетики и ЖКХ нашей области был объявлен тендер на определение подрядчика, а в итоге конкурс признали несостоявшимся из-за отсутствия участников. Дальше стало еще сложнее, потому что пока мы готовились к проведению повторного тендера, в марте 2015 года в Программу ввели изменения, которые коснулись условий по развитию производственной инфраструктуры.

- Какие именно изменения?

- Во-первых, из перечня производственной инфраструктуры, на строительство и реконструкцию которой выделяются денежные средства исключено асфальтобетонное покрытие. Во-вторых, были изменены критерии подведения недостающей инфраструктуры для проектов субъектов МСБ, где объем инвестиций в проекте не может быть меньше 400 млн. тенге, а стоимость строительства (реконструкции), инфраструктуры не может быть меньше 100 млн тенге. В-третьих, по поручению Премьер-Министра МНЭ РК провел секвестирование расходов на 2015 год по всем новым инвестиционным проектам, в том числе и по нашему проекту, после чего в августе 2015 года он был исключен из числа финансируемых проектов.

- Что вы предприняли для решения ситуации?

- Учитывая, как важна для нас реализация данного проекта, в 2017 году мы обратились за помощью в Региональную палату предпринимателей Западно-Казахстанской области, которая, в свою очередь, направила официальный запрос в МНЭ РК с просьбой дать разъяснения о возможности выделения финансовых средств для подведения недостающей инфраструктуры в рамках нашего проекта.

- Как отреагировало МНЭ РК?

- Они представили ответ о готовности рассмотреть возможность финансирования нашего проекта, но в 2018 финансовом году и только в случае, если местный исполнительный орган предоставит бюджетную заявку с необходимыми документами.  Тогда Региональная палата направила запрос в Управление энергетики и ЖКХ Западно-Казахстанской области с просьбой направить соответствующие документы в министерство.

- На местном уровне вам пошли навстречу?

- Вы знаете, порой на местном уровне предпринимателям решать проблемы даже тяжелее. Управление энергетики и ЖКХ отписалось тем, что, учитывая внесенные изменения в ДКБ-2020, финансировать наш проект через эту программу невозможно. К тому времени истек срок проектно-сметной документации нашего проекта, на составление которой было израсходовано собственных средств в размере 2 700 000 тенге.

Радует, что Региональная палата не стала отмахиваться от нашего вопроса после ответа Управления энергетики и ЖКХ сразу  направила письмо акиму Западно-Казахстанской области с освещением возникшей проблемы. Аким области дал поручение Управлению энергетики и ЖКХ в решении нашего вопроса и в конце 2017 года Управление провело селекторное совещание, пригласив представителей МНЭ РК, Региональной палаты предпринимателей. К сожалению, министерство выразило однозначную позицию в части невозможности повторного включения в ДКБ-2020 условия по строительству и реконструкции дорог, и соответственно, рассмотрения направленной заявки по нашему проекту для его финансирования в 2018 году. В феврале этого года мы сами направили официальный запрос в министерство нацэкономики  для получения четких разъяснений по нашему вопросу. Полученный ответ носил формальный характер. Нам было указано, что наш проект может быть рассмотрен в соответствии с действующими критериями ДКБ-2020. Таким образом, на сегодняшний день все наши усилия оказались напрасными.

- Николай Александрович, получается, что программа «Дорожная карта бизнеса-2020» переоценена и ее реализация достаточно усложнена, учитывая вашу ситуацию?

- Программа на самом деле неплохая. Просто наш проект попал под изменения, о которых мы не знали.  Думаю, тут необходимо наладить тесное взаимодействие предпринимателей с Региональной палатой. Я знаю, что все проекты нормативных правовых актов проходят через экспертизу и Национальной палаты предпринимателей и региональных представительств. Нам, как представителям бизнеса, необходимо быть вовлеченными в процесс нормотворчества, чтобы не попадать в такие ситуации. Возможно, мы сами, в силу своей занятости, нехватки соответствующих кадров и проблем, связанных со своей предпринимательской деятельностью, недостаточно внимательно реагируем или просто не реагируем на направляемые, на рассмотрение проекты НПА.

 

Справочно. В настоящее время Правилами подведения производственной (индустриальной) инфраструктуры в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020» (постановление Правительства РК от 25 августа 2018 года №523), утверждены условия подведения недостающей инфраструктуры, согласно которым развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры осуществляется для предпринимателей, осуществляющих деятельность в приоритетных секторах экономики, отраслях обрабатывающей промышленности и отдельных видах услуг, определенных ГПИИР, а также предпринимателей, реализующих проекты в моногородах, малых городах и сельских населенных пунктах без отраслевых ограничений и без учета места регистрации предпринимателя. При этом, выделенные средства направляются на строительство (реконструкцию) следующей инфраструктуры: водоотведение, водоснабжение (бурение скважин для водоснабжения), газификация, водоводы, паропроводы, теплоснабжение, водопроводы, железнодорожные тупики, железнодорожные подъездные пути, телефонизация, электрические подстанции, линии электропередачи, септики, парогазовые установки.

Подведение недостающей инфраструктуры осуществляется до границы территории объекта субъектов малого и среднего предпринимательства, при этом не предусматривается выделение средств на подведение инфраструктуры внутри территории объекта предпринимателя.

Подведение недостающей инфраструктуры осуществляется для проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающих следующим критериям:

- объем инвестиций в проект не может быть меньше 200 млн. тенге;

- стоимость строительства (реконструкции) инфраструктуры не может быть меньше 50 млн. тенге, при этом максимальная сумма строительства (реконструкции) инфраструктуры не должна превышать 1,8 млрд.тенге.

Подведение недостающей инфраструктуры осуществляется для проектов создания или развития индустриальных зон, отвечающих следующим критериям:

- объем инвестиции в проект не может быть меньше 10 млрд. тенге;

- стоимость строительства (реконструкции) инфраструктуры не может быть меньше 2 млрд. тенге.

Подведение инфраструктуры к проектам субъектов малого и среднего предпринимательства и индустриальной зоны, не отвечающим критериям Программы, осуществляется за счет средств местного бюджета. При этом подведение недостающей инфраструктуры к проектам субъектов малого и среднего предпринимательства и индустриальной зоны, отвечающим критериям подведения недостающей инфраструктуры, может также осуществляться за счет средств местного бюджета по усмотрению местных исполнительных органов. 

В целом, строительство (реконструкция) производственной (индустриальной) инфраструктуры осуществляются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры