astana-view

Формирование «Реестра проблем» обеспечит системность подхода в решении проблем бизнеса

20 Февраля 2014
5951 просмотров

 

Заместитель Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей РК Гульнар Курбанбаева приняла участие в онлайн-конференции ИА Bnews на тему: «Формирование Реестра проблем предпринимателей».

Ведущая - Сейчас для развития малого и среднего бизнеса нужны не просто слова и декларированные программы, требуются более глубокие стратегические подходы. Нужны комплексные решения по укреплению института частной собственности. Надо немедленно провести масштабную ревизию нашего законодательства на предмет отмены тех норм, которые тормозят развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане. В этом плане ведущую роль должна сыграть Национальная палата предпринимателей. С таким заявлением выступил Глава государства на премии «Алтын сапа» и «Парыз» в конце ушедшего года. Сегодня об отечественном предпринимательстве поговорим с нашим гостем. В студии BNews.kz сегодня гость Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Гульнар Туретаевна Курбанбаева. Здравствуйте.

Курбанбаева Г. Т. - Здравствуйте.

Ведущая - Очень приятно Вас видеть в нашей студии, прежде всего, я хочу отметить, что Вы к нам приехали «с корабля на бал» буквально 30 минут назад у Вас закончилась пресс- конференция, где Вы сегодня презентовали уникальный ресурс «Реестр проблем» предпринимателей…

Курбанбаева Г. Т. – Совершенно верно.

Ведущая - И название такое оригинальное, расскажите, что это и как это будет работать?

Курбанбаева Г. Т. – Ну, к названию можно еще и придраться. На самом - то деле не такое оригинальное. Еще раз поздороваюсь. Еще раз хочу поблагодарить всех, кто изъявил желание поучаствовать в нашей беседе, и мы не одни в эфире. Значит, скажу так, что реестр проблем, создание его было логично . Одной из главных функций, которую выполняет любая общественная организация, в частности, такая большая по масштабам и по функциям, как Национальная палата предпринимателей – это решение проблем бизнеса. Мы созданы, собственно говоря, для того, чтобы помогать предпринимателям, с одной стороны, не иметь проблем, с другой стороны, эффективно их решать. И если они возникают, то наша задача попытаться их проанализировать, просистематизировать, понять причины возникновения тех или иных проблем и понять способы, как их решать эффективно. Вот за 15 лет работы в общественном бизнесе, занимаясь этими вопросами на региональном уровне, на республиканском, как эксперт от Правительства по вопросам снижения административных барьеров, и сейчас как один из руководителей Национальной палаты предпринимателей. Мы как раз занимаемся тем, что анализируем эту ситуацию, и я понимаю, что это самый важный аспект. Как только мы поймем, в чем проблема у бизнеса, мы точно понимаем, правильное их решение позволит сделать эффективным сам их бизнес. Сократить количество ненужного, мешающего, не способствующего тому, чтобы бизнес развивался по рыночным, то есть был конкурентоспособным, мог свободно двигаться по стране. Имеется в виду, продавать какие-то товары, покупать какое-то сырье, общаться, интегрироваться в мировую экономику и так дальше.

Ведущая - Ну, получается алгоритм действий таков, вот я предприниматель, у меня возникли какие-то проблематичные нюансы, я могу Вам в открытом виде написать, сказать: Я – Махаббат, у меня своя швейная фабрика, часто меня проверяют такие-то органы, то есть это открытая площадка, чтобы жаловаться? Как это должно у Вас там закрутиться, завертеться?

Курбанбаева Г. Т. - Рассказываю, если очень коротко, Вы набираете наш сайт www.palata.kz и там есть три больших клика, один из которых так и называется реестр обращений проблем. Надо понимать, здесь двухэтапная такая работа. С одной стороны, есть предприниматель со своей личной проблемой. Это личная проблема, как говорите, на швейной фабрике. Есть вопросы приватизации или еще что-либо. Он обращается, есть специальная такая карточка, он заводит ее, то есть, ну скажем так: это бланк обращения, где рассказывает свою проблему, фиксирует свои данные чтобы, была обратная связь. Отправляет ее, в автоматическом режиме получает код. Мы пришли к такому мнению, что нет смысла озвучивать само имя предпринимателя в общем видении, достаточно показать код, что к нам обратился кто-то, с такой-то области по такой-то проблеме. Имя и фамилию видит сама палата, ее исполнители. Непосредственно те, кто с ней работают. Это сделано для того, чтобы не было лишнего давления, если жалуетесь на конкретный государственный орган, на конкретного чиновника. Если мы покажем в этом реестре все ваши данные, то возможно как-то отразится на Вашей судьбе, пока мы будем пытаться решать Вашу проблему. Такое может быть, поэтому - первое - заполняется карточка, карточка заполнилась в электронном формате, на е-майл приходит обратная связь - Ваш код такой-то, Соответственно, это упало в наш так называемый «документолог» в Палату предпринимателей, причем он может упасть в региональную палату для коллег. Скажу, что Национальная палата - это не только Астана - центр, у нас 16 региональных палат, у нас уже созданы 135 филиалов по районам и городам, и эта вся армия готова принимать Ваши жалобы и их рассматривать по месту и так дальше. И так, когда Вы обращение отправили нам, мы его зарегистрировали, на сайте появляется строчечка с кодом, скажем «0017», к примеру. И там видно, что проблема по приватизации в области швейного производства, к примеру. Значит, находится на исполнении, идет статус «исполнено», «не исполнено». Для того, чтобы все видели - это вполне достаточная информация. А для того, чтобы предприниматель понимал, что мы работаем, у него будет телефон, по которому он сможет созваниваться и непосредственно работает условно, там есть у нас специалист эксперт, так скажем, Кабылбаева Мира. Он с ней работает и общается по всем своим вопросам. Ну, то сеть попадает тому, кому надо. И когда таких проблем, допустим, по швейным фабрикам, по вопросам приватизации набирается ни один, ни два, и мы это анализируем, у нас есть юридическая служба, у нас есть аналитики, а три или четыре, мы говорим, что это системная проблема. Это как бы уже вопрос такой, что в легкой промышленности как-то странно идет условно процесс приватизации, и тогда эта проблема фиксируется как общая абстрактная, уже не пишем там швейная фабрика в Караганде, в Астане, в Алматы. Мы просто пишем о том, что есть проблема по приватизации швейного производства условно. И тогда этот материал попадает в реестр проблем, и все это Вы можете увидеть, это все клики там присутствуют в реестре проблем, допустим, в разделе приватизации или он может называться «Раздел финансов и госрегулирования в сфере собственности», то есть имеется специальный раздел, он попадает туда, и любой предприниматель может открыть и посмотреть, Это проблема, как ее решать, что надо менять закон, а если менять закон, какие действия будут сделаны для этого, и там перечислено, что надо, допустим, написать соответствующее письмо в МВК скажем по ревизии законодательства.

Ведущая - А будет форма письма висеть?

Курбанбаева Г. Т. - Потом ну после того, как это все разрешится, смысла нет, каждое письмо переписывать представляете, какой будет загруженный сайт. Это же этапы мы еще до решения не дошли. И вот мы смотрим, что надо зайти сюда обязательно обсудить это в экспертной группе, обязательно чтобы это попало в законопроект или создается один из законопроектов, после чего мы идем в Парламент, и все это поэтапно расписывается и любой предприниматель видит, что мы этим занимаемся не просто так. Наша задача, чтобы эта проблема была решена. Сразу говорю из ста проблем, может одна не решится, так тоже бывает. Ну, бывает не решаемая с точки зрения предпринимателя эта проблема. Ну как вот сегодня, допустим, мы не можем отказаться от залога при выдаче кредитов, не один банк сегодня на это не пойдет. Но с другой стороны нет прямого пути, мы не можем отказаться от залога, значит нужно искать другой путь. И то есть не путем залога брать кредит, а путем партнерства, получать инвестиции еще что-либо.

Ведущая - Я вот Вас слушаю, понимаю следующее: что НПП является большой такой консалтинговой организацией для предпринимателей, которая входит в данную палату, правильно я Вас понимаю?

Курбанбаева Г. Т. - Уточним, что в палату в соответствии с законом о Национальной палате предпринимателей о приоре входят все, все предприниматели, как только они создались, автоматически они уже являются ее членами. Что касается тезиса, что мы - большая консалтинговая компания. Да! Если мы говорим о консультировании правовом, об обучении, если мы говорим о том, что мы информационно помогаем, о том, что мы можем делать какие-то исследовательские вещи, в этом смысле помогать, да! С другой стороны, я скажу, наши функции несколько шире. Мы не только большая консалтинговая компания, мы еще, собственно говоря, площадка для диалога с властными структурами, а это уже не консалтинг, это уже скажем так, вопросы, связанные с генерацией политики в области бизнеса, то есть мы еще такие вот генераторы от общества. Мы еще можем мониторить деятельность государственных органов. Мы мониторим те государственные программы, те законы, которые принимаются, и в этом смысле выступаем, такими общественными арбитром и провайдером тех вот проблем и задач, которые стоят. Безусловно, заходя в законотворческую работу это по закону, но одна из наших больших и главных функций, если мы хотим решать проблемы бизнеса, то мы еще и лоббистская организация. Мы лоббируем интересы бизнеса в судебной системе в Парламентской системе, то есть в разных ветвях власти, в исполнительных органах, то есть мы говорим, что бизнесу надо это, это и продвигаем какие-то идеи инновации, продвигаем новые типы решения или развития бизнеса. Возможно, новые типы интеграционной связи между регионами, то есть сотрудничество налаживаем. Это все, собственно говоря, наша работа. Да, я согласна, мы - консалтинговая компания, это первое, чем сталкивается любой бизнесмен, который приходит в РПП. Мы консультируем. Мы ему помогаем, мы его информируем. Второй этап, мы вместе с ним сотрудничаем и создаем и другие наши функции и двигаемся по ним.

Ведущая - НПП существует достаточно недавно, собственно говоря, в том составе и в той концепции. На сегодняшний день, по какому направлению идет работа, я понимаю, Вы запускаете реестр, но какие-то другие проекты по умолчанию тоже делаются, расскажите нам о них.

Курбанбаева Г. Т. - Безусловно, сразу скажу, работаем «с колес», то есть, понимая, создавшись в июле прошлого года, пока идет процесс принятия типа законных актов и так далее. Последние 4 месяца начали работать активно так в содержательной плоскости, то есть если до этого были какие-то вопросы, практически «с колес» до сих пор создаются филиалы, до сих пор набираются кадры, обсуждаются кадры, уже увольняются, уже тестируются. Идет вот этот процесс. До сих пор идет планирование в регионах нашей работы, внутренние наши дела параллельно, мы давно уже начинаем консультировать, занимаемся правозащитной работой. Я вам сказала про реестр проблем, в продолжение темы, чтобы эти проблемы эффективно решались помимо того, что мы показываем, какие они есть и, кстати, их количество могут увеличиваться и уменьшаться, в зависимости от того, как они у нас интенсивно решаются. У нас создан Совет по защите прав предпринимателей, это что-то вроде сейчас аналог омбудсменской такой работы от бизнеса. Там где наиболее сложные вопросы, наиболее тяжелые вопросы обсуждается с участием депутатов, представителей Генеральной прокуратуры, Верховного суда здесь, и теперь максимально помочь бизнесу, решить вопросы, и у нас уже есть определенные результаты порядка 26 таких сложных обращенийс регионов были, и они решались. Райфазина - одна из самых таких крупных нашумевших дел, тогда, когда было возвращено имущество и так дальше. Ну, то есть вот такие сложные дела, непростые в Астане решаются через Совет. Кроме этого, безусловно, что вот эта функция общественного мониторинга, она выражается еще и в том, что мы на сегодняшний день, у нас идет еще компания, мы сейчас ее завершаем, выйдем с докладом к руководству Национальной палаты, выйдем с этим, как с итогом работы в Правительство и покажем, как сегодня осуществляются государственные услуги для бизнеса. Мы выбрали 30 наиболее понятных наиболее часто востребованных государственных услуг для бизнеса. Ну что такое госуслуга? Это выдача справки, допустим, это какие-то разрешительные процедуры и не только, например, необходимо получить какие-то информационные вещи. Бизнесу каждый раз, когда он получает какое-то разрешение - это дополнительные раздражители, это дополнительный административный барьер. Это может затянуться по времени, это может быть дорого, это может быть препятствие со стороны чиновника, который будет долго тянуть Ваше заявление не рассматривать пока не дождется того, что Вы должны были понять в первые же секунды встречи с ним. К примеру, я условно говорю, какие-то вот такие моменты . И мы сейчас хотим выявить, как реально проходит мониторинг. Если кто-то знает, Агентство по делам госслужбы со временем инициировало, в апреле прошлого года был принят закон «О государственных услугах» и специально был введен такой параметр, общественный мониторинг, для того чтобы нас не обвинили, скажем, в такой предвзятости, что мы потасовываем какие-то факты, мы взяли ту методику, которую законодатель сам предложил для общественного мониторинга. И даже сейчас до меня позвонили с регионов, сказали, ну результаты серьезные есть вопросы, пока честно скажу, даже я их не знаю, сейчас идет свод. Оставим эту интригу на следующую нашу встречу. Обязательно расскажу. Даже если хотите эксклюзив, ничего взамен просить у Вас не буду, но просто объективно, чтобы была у нас взаимная информация. Первым расскажем Вам.

Ведущая - Давайте, договорились.

Курбанбаева Г. Т. - Договорились. Ну только для этого я должна еще собрать. Сейчас 20 февраля мы заканчиваем сбор по регионам, потом нам какое-то время самим надо все это сложить, что у нас получилось 16+ и в целом, где идут нарушения, где нестыковки. Почему это происходит, это должно очень серьезно подвинуть Правительство к вопросу так ли они делают услуги, те или делают госуслуги, таким ли образом надо делать госуслуги. И что у нас происходит. Вот этим мы сейчас будем заниматься, мне кажется это очень важная такая тема. Безусловно, что мы создали при Национальной палате предпринимателей для того, чтобы обеспечить такой паритет, взглядов, интересов, 16 отраслевых комитетов, в которых входят все наши республиканские отраслевые ассоциации. Мнение бизнеса в отраслевом развитии очень важно, тем более в условиях изменения курса валюты, это сейчас, а в целом по развитию такому активному, проактивному развитию экономики в целом мире и в нашем в том числе. Для повышения конкурентоспособности, для понимания какую отрасль надо поддерживать в первую очередь, в какую, во вторую, какая отрасль влияет в целом, если не считать недропользования, какие отрасли из числа перерабатывающих влияют на экономику Казахстана, какие влияют на регион? Что влияет просто на развитие отрасли: то есть мы должны это понимать, поэтому мы создали эти комитеты. Это очень серьезная работа и все 16 комитетов работают. Председатели Комитетов входят в Президиум Национальной палаты, и сегодня мы ждем от них результатов, когда они смогут выйти со своими предложениями для законотворческой работы, для внесения изменения в действующие отраслевые программы. У нас 35 программ государственных направленных на поддержку бизнеса. Ну, вообще беспрецедентные вещи мы делаем, вроде бы Казахстан, и Главе государства в этом плане спасибо. Программ много и денег выделяется огромное количество.

Ведущая - А эффективность?

Курбанбаева Г. Т. - Нужен эффект, да, а его нет и здесь надо смотреть, в чем проблема, или не правильно доносим и мало участвуют. На самом деле не так много участвуют предприниматели в этих программах, допустим по Дорожной карте бизнеса, мы показываем, что участвуют ежегодно порядка 700-800 компаний. Посмотреть, что у нас миллион шестьсот организаций зарегистрировано, не только организаций и индивидуальные предприниматели, крестьянских хозяйств по Казахстану, из них порядка 800 тысяч это действующая организация, которая активно работают

Ведущая - Они не задействованы в данных программах?

Курбанбаева Г. Т. - 1000 организаций и нас 800 тысяч, какой еще резерв не задействован? Понятно, еще есть приоритетные отрасли, которым предоставляются эти услуги, но их тоже не так-то мало, даже, допустим, ополовиним, будет не 800, пусть будет даже 200 тысяч. 200 тысяч и 1000 это все-таки маловастенько. Возможно, причина в том, что предприниматели не знают об этих программах и в этом эффект маленький. Мы столкнулись с тем, что одни и те предприятия участвуют в одной и той же программе. Они поняли эффект и участвуют. Для одного предприятия хорошо, а для региона ничего особенного. Есть программа «Производительность – 2020», там вы денег не получите, но зато вы получите бесплатную консалтинговую поддержку своему бизнесу и сможете получить поддержку в этом направлении. Ну это же классно.

Ведущая - Это можно назвать PR – отделом государственных программ. Вы можете своим же предпринимателям для развития тех или иных нюансов доносить.

Курбанбаева Г. Т. - Мы заинтересованы в том, чтобы эти программы работали. В каком-то смысле – это PR. Это программа партнерская. Сегодня Правительство приглашает нас на какие-то площадки, и мы обсуждаем какие-то законы, тем самым они пиарят нас. Мы стараемся привлечь предпринимателей в какие-то госпрограммы, соцпроекты. Мы пиарим их. Это нормально, главное же, результат? Я всегда за результат. Для меня очень важно оценить результат. Мы оцениваем государственные программы, критики всегда хватало, и в наш адрес звучит критика. Но нет предела совершенству, и мы будем совершенствоваться. Но самое главное, понять, где причина, чтоб был эффект. Наверное, это ключевые направления, где можно сказать, что палата не сидит, работает, думает. Мы пытаемся помочь бизнесу. - Ну, Вы упомянули, что изменение курса валют – мероприятие НацБанка, потрясшее людей, каким-то образом и повлияло на наш малый средний бизнес. Как вы предлагаете поддержать наших бизнесменов в этой ситуации? - Случается некое стихийное бедствие, то что вы не можете остановить грянул ли гром, пошел ли снегопад, с этим надо как-то жить. Никто не предлагает всё закрыть и бросить. Безусловно, ситуация не простая. Для тех, кто здесь, это касается, в основном, среднего бизнеса, делает производственные предприятия и в основном сырьё у них импортное, возможно завозятся оборудования и есть какие-то контракты. В этом случае, это очень серьёзно отражается на ситуации. Во-первых, это снижает уровень конкурентоспособности, за счет повышения цены, с другой стороны, это накладывает дополнительную финансовую нагрузку на выплату по валютным выплатам. Вместе с тем есть экспортноориентированные предприятия, которые сдают на экспорт свою продукцию, для них это, конечно, выгодно. Я придерживаюсь того, что в стихийных бедствиях задача состоит в том, что нужно мобилизоваться, и понять, что можно у себя диверсифицировать и изменить, чтобы выжить самому, это что касается бизнеса. Сразу скажу, что есть бизнес маленький и средний, которые работают на поле национального сырья, на поле только тенгового обращения и с тенговыми ресурсами, то есть ничего импортного нет вообще ни с одной, ни с другой стороны, это могут быть также бытовые услуги, предприятия общего питания, которые может быть явно не ощутили, они могут спокойно работать. Другое дело, что цена все равно повышается, потому что на продукты питания или еще на что-то, но не в том же количестве, не в том объеме. Для таких мы всегда говорим, что ребят, давайте в этом ажиотаже не попытаться поднять цены сразу, если экономика вам позволяет держаться в вашем поле ценовом, то держитесь в этом поле. Это будет честно по отношению ко всем, в первую очередь, по отношению к населению. Население видит, что на 2 тенге повышается цена на хлеб, на 10 тенге – на проезд и т.д. будут вопросы, поэтому чтобы не было этих излишних вопросов, чтобы выдержать эту ситуацию не надо повышать. Мне кажется, что это важно. Это что касается самого бизнеса. А вот Национальная палата точно также как и региональные ассоциации наши региональные палаты предприниматели все наши коллеги кто этим занимается должны мобилизоваться на то чтобы в этой ситуации минимизировать административные барьеры бизнеса. Именно в этот период пока бизнес пытается очухаться от этого резкого изменения курса валют, для того чтобы прийти в себя, наверное, надо сократиться в проверках, пусть не гласно, ну как-то минимизировать активность контролирующих органов. И в каждом регионе это возможно делать. Если сейчас есть возможность, вот мы сейчас в законодательстве максимально убрать излишние требования, излишние платы за те или иные платы получения, разрешения, мы сейчас, кстати, этим занимаемся, то надо заходить с этим как можно быстрее в закон, чтоб это быстро принималось

Ведущая - Это некий режим лояльности да?

Курбанбаева Г. Т. - Конечно, отличное, замечательное словосочетание «некий режим лояльности». Это должно быть понимаемо всеми, государство тоже должно прекратить вот прям вот сейчас, вот прям немедленно двигаться в том же плане. Ну, давайте так, шок у всех же думаю, шок перенесли все как физические лица, потому что кто-то собрался за границу поехать отдохнуть, у кого то какие то определенные покупки намечены, кто то квартиру, в конце концов, взял, занял денег в валюте, у кого то, знакомых, он теперь просто в состоянии шока, потому что ему возвращать придется ну чуть ли не в два раза, ну не в два раза больше, достаточно серьезно на 20% дороже, ну т.е. много всяких таких нюансов, поэтому в этой ситуации мне кажется это должно быть не гласное, но взаимосолидарное поведение когда мы к друг другу с пониманием относимся и говорим: "Да вот так". И, безусловно, это вот скажем так и оперативные меры на уровне маленького, среднего бизнеса, а с точки зрения в целом ситуации, наверное, с правительством диалог должен выстраиваться на перспективу. И если возникает этот процесс необходимости, ну такой девальвационный процесс, инфляционный процессы есть, есть отдельные моменты взаимоотношения различных валют между собой, назовем это так, то, наверное, мы должны заранее это прогнозировать и продумывать шаги и совместно их решать. т.е. мы должны перспективно продумать, как мы будем работать с правительством. И, безусловно, тот финансовый ресурс, административный ресурс, который сегодня есть и те госпрограммы, которые есть, мы должны направить в самые чувствительные отрасли. Это – импорто ориентированы, те, которые получают сырье, некое количество производителей, это торговля в том числе, потому что она тоже чувствительно относится к этому, потому что если это завозимый товар, это могут быть отдельно агрокомплексы, где это действительно может себя проявлять, ну т.е. здесь надо очень правильно отнестись вот к этой теме, совместно порешать вопросы. Пока я говорю лозунгами, честно скажу, но мы реально делаем работу, т.е. я как уже сказала, член экспертной группы по ревизии законодательства занимаюсь под адмбарьерам барьерам, мы сейчас уже внесли от Национальной палаты порядка 230 с лишним поправок в действующее законодательство, которое помогает снизить те или иные проблемы бизнеса, барьеры, 135 из которых межведомственная комиссия, которая состоит под руководством Сагынтаева Бахытжана Абдировича, это первый вице-премьер, участвуют вице-министры, участвуем мы как бизнес, участвует Национальная палата, «Нур Отан», приняли решение, что их надо действительно вводить в закон, надеюсь, наш парламентарий нас поддержит. т.е. мы - это реальная работа, параллельно будем говорить о тех системных макро вопросах, которые надо решать.

Ведущая - Безумно интересно с вами общаться на самом деле, мне очень жаль, что время подходит к своему логическому завершению, потому что есть ряд нюансов, которые мы не обсудили, это в том числе и вопрос интеграции, вопросы тарифов.

Сегодня у нас в гостях был первый заместитель Председателя правления Национальной палаты предпринимателей Гульнар Туретаевна Курбанбаева.

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры