astana-view

Равные условия для всех членов ЕАЭС

22 Мая 2015
8401 просмотров

Евразийская экономическая комиссия может и должна создавать условия, которые позволят обеспечить свободу движения товаров, услуг, капитала и труда.

Об этом заявил на тематической секции «Возможности для бизнеса в ЕАЭС», проходившей в рамках VIII Астанинского экономического форума, Тимур Сулейменов, член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии.

По его мнению, за пять лет работы Таможенного союза были достигнуты определенные успехи в  правилах движения товаров, причем в первые три года работы ТС наблюдалось увеличение объема взаимной торговли.  «Однако затем, по многим факторам (внешним, внутренним и прочим), динамика роста взаимной торговли значительно замедлилась, что послужило объектом пристального внимания, как правительства, так и ЕЭК,  и в этом направлении работа ведется достаточно активно», - отметил Тимур Сулейменов.

Представитель ЕЭК рассказал о тех моментах, которые могут негативно повлиять на развитие интеграционных процессов. К примеру, по его словам, если рынок товаров в какой-либо степени урегулирован, правила и обязательства Сторон по предоставлению национального режима беспрепятственного движения товаров прописаны, то на рынке услуг, который, кстати, во всех странах ЕАЭС составляет 50 процентов ВВП, имеются определенные сложности.

«Существует огромное количество барьеров, норм национального законодательства, которые могут иметь дискриминационный характер. Не создав единый рынок услуг, использовать в полную силу интеграционный потенциал экономического объединения мы не сможем. Поэтому сейчас мы активно занимаемся вопросами создания единого рынка услуг по разным секторам», - рассказал представитель ЕЭК.

Что такое единый рынок услуг? Как пояснил Тимур Сулейменов, в Договоре о ЕАЭС  прописана норма о предоставлении национального режима.

«То есть услугодатель одной страны в другой стране не должен подвергаться какому-то регулятивному давлению в объеме и формах, отличных от того  регулирования, которое применяется в национальном законодательстве.  Интересы казахстанской  аудиторской  или, допустим, консалтинговой фирмы, работающей, условно говоря, в Беларуси, не могут рассматриваться иначе, чем белорусской. Это национальный режим, который заложен в основу единого рынка», - разъяснил   член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК. 

Поскольку услуги - это не материальный предмет, который вполне  эффективно может быть поставлен на трансграничных территориях, без необходимости присутствия в самой стране, в Договоре также прописали, что в рамках единого рынка услуг все услуги, за исключением отдельного перечня, можно предоставлять без необходимости юридической регистрации.

Третий аспект единого рынка услуг - это взаимное признание лицензий, разрешений, квалификаций. По словам представителя ЕЭК, Казахстан в этом вопросе настойчиво и последовательно  проводит работу по снижению барьеров для входа на рынок, и, соответственно, сокращается количество документов. Как отметил Тимур Сулейменов, в России и Беларуси эта работа тоже начата, но пока, увы, не на должном уровне. Сохраняется большое количество барьеров для осуществления той или иной деятельности. Между тем, как подчеркнул министр по экономике и финансовой политике ЕЭК, в  рамках единого рынка услуг разрешения, выданные одной стране, должны признаваться  соответствующими органами другой страны.

«Имея, условно говоря, аудиторскую лицензию в Республике Казахстан, в рамках единого рынка услуг можно поставлять аналогичные услуги во всех странах ЕАЭС», - пояснил он.

 Как считает представитель ЕЭК, без гармонизации «правил игры», конечно же, создать  необходимые условия единого рынка невозможно. Поэтому  переход на единый рынок не осуществляется одномоментно.

«Сегодня 43 сектора услуг, начиная от строительных, инженерных,  заканчивая услугами гостиниц, розничной и оптовой торговли, функционируют в рамках единого рынка услуг. И если для бизнеса не создаются соответствующие условия, то есть все основания для предъявления претензии о несоблюдении правил Договора о ЕАЭС», - сообщил Тимур Сулейменов.

Представитель ЕЭК также рассказал предпринимателям, что разрабатываются правила регулирования торговли,  услугами учреждений и деятельности. Они учреждаются Высшим советом ЕЭК, то есть президентами стран ЕАЭС, и будут являться документом прямого действия. По его словам, в правилах будут заложены общие подходы к регулированию предпринимательской деятельности в целом, начиная с установления обязательных требований, реализации разрешительных документов и  заканчивая вопросами контроля и надзора.

«Всю регулятивную вертикаль, которая существует в наших законодательствах, мы хотим привести  к общему знаменателю. Мы используем самые лучшие практики, которые есть в нашей стране, а также опыт своих коллег из РФ, Армении, Беларуси, - рассказал Тимур Сулейменов. - Правила предусматривают, что для всех актов,  не только наднациональных, но и национальных, обязательным является общественное обсуждение документов, которые могут оказать влияние на бизнес, прописывается возможность доступа заинтересованных лиц видеть, комментировать и получать обратный отзыв от тех, кто эти правила предлагает внести».

Представитель ЕЭК также рассказал, что в части разрешений используется практика, существующая в Казахстане, это установление на законодательном уровне единого перечня разрешений, сохранение действия выданного разрешения вне зависимости  от того, поменялось ли название, орган  - лицензиар и т.д., то есть превалирование содержания над формой.

Тимур Сулейменов также добавил, что в части регулирования контроля и надзора рассматривается возможность перехода на систему управления рисками.

  


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры