astana-view

Финансовый мониторинг, как осознанная необходимость

08 Июня 2015
16370 просмотров

Законопроект о противодействии «отмыванию» криминальных денег содержит нормы, способные создать проблемы субъектам МСБ

27 мая этого года Мажилис Парламента в первом чтении (концептуально) одобрил проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Обращает на себя внимание тот факт, что законопроект рассматривается в ускоренном порядке: презентация законопроекта прошла 4 мая, документ одобрен в первом чтении 27 мая этого года, а, в целом, его принятие Парламентом планируется до закрытия этой сессии.

В целях противодействия теневой экономике проектом закона предусмотрены меры по расширению перечня субъектов финансового мониторинга. Дополнительно в перечень будут включены лица, осуществляющие лизинговую деятельность в качестве лизингодателя без лицензии; ломбарды; лица, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них; лиц, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторы по приему платежей.

Наша справка:

Термин «мониторинг» в переводе с английского языка означает постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

В экономической науке под «финансовым мониторингом» в ряде случаев понимается деятельность по контролю над движением денежных средств в финансовой системе страны.

Понятие «финансовый мониторинг» появилось в казахстанском законодательстве в связи с принятием 28 августа 2009 года Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма».

Механизм действия закона выглядит так. Субъекты финансового мониторинга направляют информацию о подозрительной сделке в уполномоченный государством орган (в данном случае, Комитет финансового мониторинга Минфина РК). Уполномоченный орган  проводит анализ по своим базам данных и, в течение установленного периода времени, принимает решение о придании операции статуса «подозрительной», направляя затем сообщение в Генеральную прокуратуру.

Примечательно, что до внесения новых изменений субъектами финансового мониторинга уже были банки, биржи, страховщики, ЕНПФ, рынок ценных бумаг, нотариусы, адвокаты, бухгалтерские организации, организации игорного бизнеса и лотерей, операторы почты, микрофинансовые организации и операторы систем электронных денег…

На заседание рабочей группы по рассмотрению законопроекта ее руководителем, депутатом Мажилиса Парламента Сериком Оспановым, специально приглашаются уполномоченные представители компаний - возможных новых субъектов финансового мониторинга (ломбардов, риэлторов, ювелирных магазинов, владельцев платежных терминалов и т.д, - примечательно, что  деятельность многих из  них в настоящее время не регулируется специальным законодательством и зачастую не регистрируется – в частности, деятельность риэлторов и т.д.) с тем, чтобы более детально обсудить с ними возможность реализации требований, устанавливаемых законопроектом.

Многие предприниматели выражают опасения, что  распространив на них действие финансового мониторинга и требования, предусмотренные законопроектом, его разработчик (Комитет финансового мониторинга Министерства финансов РК), затруднит их реализацию на практике, а в ряде случаев эти нормы будут просто невыполнимы.

В целях создания более приемлемых условий для новых субъектов, на которых теперь распространяется действие законодательства, представители разработчика прислушавшись к высказанным опасениям и аргументам, и согласились с предложением об увеличении пороговых значений для субъектов финансового мониторинга, при достижении которых ими будет в установленном порядке предоставляться уполномоченному органу необходимая информация.

В частности, разработчиком было озвучено предложение о повышении  следующих действующих или предлагаемых законопроектом пороговых значений (в зависимости от операций, по которым будет осуществляться мониторинг в соответствии с Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»):

  • с 1 до 3 млн тенге (в эту категорию попадают ломбарды);
  • с 2 до 5 млн тенге (переводы/поступления денге в/из-за границы от анонимного лица, из оффшорных зон);
  • с 6 до 7 млн тенге (денежные переводы в пользу другого лица на безвозмездной основе);
  • с 7 до 10 млн тенге (банковские операции);
  • со 150 до 200 млн тенге (операции по купле-продаже недвижимости).

Данное предложение в установленном порядке будет направлено на рассмотрение Правительства для получения официального заключения. При этом разработчик (представители Комитет финансового мониторинга Министерства финансов РК) подчеркивает, что предусмотренные законопроектом требования для новых субъектов финансового мониторинга будут введены только с 1 января 2017 года, что даст возможность всем подготовиться.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры