astana-view

Турбизнес – высокий градус

26 Июня 2015
8935 просмотров

Эксперты обсудили болезненные точки туристического рынка Казахстана.

Ужесточить требования к лицензированию турфирм, создать резервные фонды для страхования их рисков и другие предложения выдвинули участники дискуссионного клуба «Атамекен».

 «Эта проблема началась в прошлом году. Это вопрос и к нам тоже. Я не скрываю, все-таки, я считаю, мы тоже не доработали, по «Гульнар Тур» мы урок не извлекли», - отметил Председатель Правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аблай Мырзахметов вначале заседания.

Глава НПП выделил основные моменты проблем выездного туризма, на которых стоит заострить внимание. «Первое, что дало разделение туроператор-турагент? Второе, это тема, которая наболела, много шума было – чартерные рейсы. Хорошо ли, что мы это закрыли? И третье, самое главное, это вопрос о том, как застраховать туриста на случай форс-мажора?», - сказал он.

«Мы должны ужесточить требования к лицензированию. (...) Мое мнение таково. Второе, надо понять все взаимные претензии по поводу страхования. Либо создавать за счет самих участников рынка некий компенсационный фонд», - добавил Мырзахметов.

Директор департамента индустрии туризма министерства по инвестициям и развитию РК Тимур Дуйсенгалиев, в свою очередь, отметил, что «вопрос лицензирования будет подниматься». «Мы будем возвращать его в центр, потому что лицензирование сейчас передано местным исполнительным органам, с прошлого года», - сказал он.

Представитель Ассоциации туристских агентств Казахстана Денис Кривошеев предложил создать 2 резервных фонда для туристов. «Мы предлагаем отменить в части операторов, тех, кто имеет лицензию, такое понятие как «ГПО» (гражданско-правовая ответственность). Мы предлагаем перейти к вмененному страхованию», - он. «Давайте перейдем к вмененному страхованию, которое будет страховать туристический договор. Что нам это дает? Во-первых, это отменяет вопрос: когда человек становится туристом? С момента подписания договора человек уже получает защиту от неисполнения этого договора», - пояснил он.

При этом эксперт отметил, что ГПО для агента должна остаться. «Все члены туррынка обязаны состоять в ассоциациях, саморегулирующих организациях. Более того, мы предлагаем единую организацию, которая будет объединять все туристические компании на рынке», - сказал он.

Кривошеев заявил, что необходимо создать 2 резервных фонда. «Первый резервный фонд – операторский. Это сумма, которая является депозитом, для подстраховки своей деятельности, чтобы страховые компании понимали, что есть резервный фонд. Что-то типа фингарантии. Второй фонд – это открытый фонд взаимопомощи. С каждой туристической путевки, с каждого туриста изымается небольшая сумма, в районе доллара, которая уходит в фонд», - пояснил он, добавив, что также нужно создать единую регистрационную систему продаж турпродукта в реальном времени.

Роза Асанбаева обратила внимание экспертов на роль авиакомпаний в туристических скандалах. По ее словам, они также несут ответственность в таких ситуациях. «Почему авиакомпания, заведомо зная, что эта туристическая компания финансово несостоятельная, тем не менее берет ее в качестве фрахтователя. Здесь надо решать вопрос с авиакомпанией. Почему весь груз ложится на турагентства, туроператоров, фрахтовальщиков, блочников. Это все носит системный характер», - заявила она.

Асанбаева также напомнила о предложении регионального менеджера IATA в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане Джордана Карамалакова, который счатает, что нужно разработать типовой договор между авиакомпанией и фрахтователем – туроператором, где будут предусмотерны риски.

Представитель АТАК, директор ТОО «Фирма Саят» Инна Рей, назвала ситуации с банкротством результатом мошенничества. «Никакой комитет гражданской авиации, никто не виноват. Что «Гульнар Тур», что «Трэвел Систем», что все прочие – они свои риски гарантировали вашими деньгами: открывали ранние продажи, собирали у вас деньги, вкладывали их и все. А дальше провал. Деньги вложены, покрывать текущие расходы нечем. Давайте там снизим цену, там снизим – и нас же обваливают. Потому что у них главный вопрос - не качественный продукт, а пополнение кассы. Поэтому давайте вернемся к фингарантиям, доведем это до конца», - заявила она.

Заместитель Председателя Правления НПП Юлия Якупбаева, выступая на заседании, отметила, что, несомненно, для решения проблем туристской отрасли нужно вносить изменения в законодательство. «Нам нужно решить вопросы по вхождению в отрасль, созданию компенсационного фонда либо перехода на вмененное страхования», - сказала она.

«Вопрос в том, что делать сейчас. Это все вопросы будущего. Мы будем дорабатывать закон. Но что делать сейчас? У нас сейчас такая ситуацию, что очень большой груз ответственности на страховщиках, они не знают, как дальше заключать договора. При том, что я каждый день получаю жалобы от туроператоров о том, что страховщики отказываются», - отметила зампредседателя НПП.

«Градус понятный, тема непростая, в жаркое время все это происходит, градус туристической отрасли всегда высокий. Нам всем вместе нужно здесь искать пути решения. Диспозиции примерно понятны. Мы со своей стороны эту работу максимально скоординируем», - сказал Мырзахметов, подводя итог дискуссии.

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры