astana-view

Открытое обращение бизнес-сообщества к Парламенту

15 Сентября 2015
15359 просмотров

В Национальной палате предпринимателей прошли общественные слушания по вопросу необоснованного ужесточения налоговой политики

Бизнес-сообщество Республики Казахстан серьезно озабочено проводимой уполномоченными органами новой политики налогообложения и налогового администрирования, которая по сути в современных условиях экономического развития ставит отечественное предпринимательство в неравные условия по сравнению с бизнесом в странах-членах ЕАЭС, а также снижает потенциальные возможности казахстанских бизнесменов стать конкурентоспособными на внутреннем и внешних рынках.

В последние годы благодаря политике Главы Государства приняты и реализуются кардинальные меры поддержки отечественного предпринимательства, включающие изменение системы государственного контроля и надзора, упрощение системы выдачи разрешений, изменение законодательства в поддержку инвестиционных инициатив, финансовые и нефинансовые меры в рамках государственных программ поддержки бизнеса.

Для нас было важным – чтобы те запланированные и принятые программы начали эффективно реализовываться, а действующие системы администрирования бизнеса не изменялись в сторону ужесточения.

Однако, те шаги, которые сегодня предприняты уполномоченными органами и поддержаны Правительством, по нашему общему убеждению, не позволят реализовать стратегические цели развития малого и среднего бизнеса в стране.

И одним из таких шагов является политика введения новых налогов и ужесточения налогового и таможенного администрирования.

Бизнесу  не понятно, как возможно было без серьезных расчетов и проведения  анализа возможных  экономических и социальных последствий, принять столь рискованные и потенциально негативные для экономики бизнеса решения - ввести налог с продаж со ставкой в 5% (что соответствует примерно 20-25% НДС), а также розничного налога со ставкой от 5 до 12%, снизить в 10 раз пороговое значение постановки налогоплательщиков на учет по НДС (тем самым  распространить данный налог на всех субъектов предпринимательства, в том числе и на микробизнес),  увеличить  более чем в 40 раз размер налога на добычу полезных ископаемых при добыче подземных вод, а также внедрить систему обязательного медицинского страхования (с обязательными отчислениями в размере 2% и ежегодным увеличением до 5%) и обязательных пенсионных взносов работодателей (5% от фонда оплаты труда), неоправданно увеличивающих финансовую нагрузку на бизнес?

Как было возможным в условиях резкого сужения рынков сбыта продукции, необходимости конкурировать при удорожании импорта сырья и оборудования для производства отечественной продукции, вводить ужесточение в налоговом и таможенном администрировании?

Ведь очевидно, что при введении всех этих мер вырастет в разы налоговая нагрузка на предпринимателей, снизится конкурентоспособность бизнеса, снизится инвестиционная привлекательность казахстанской экономики, есть риск роста инфляции и теневой экономики, сокращение налогооблагаемой базы.

Достаточно отметить, что расчеты показали -  только для субъектов малого бизнеса, составляющих более 90% общей численности предпринимательства в Казахстане, при снижении порога постановки на регистрационный учет по НДС увеличится налоговая нагрузка почти в 2 раза для более 500 тысяч малых предприятий, при введении 5%-го налога с продаж увеличится нагрузка в среднем в 3 раза. В совокупности введение всех мер, связанных с оптимизацией налоговых режимов, введения налога с продаж и розничного налога будут стоить малому предпринимательству  7-ми кратного увеличения налогового бремени.

Решение ввести сопроводительные накладные на импортные товары будет стоить значительного увеличения непроизводственных затрат для предпринимателей. А установление ответственности  за непредоставление  или нарушение сроков предоставления предварительной информации приведет к тому, что к ответственности  необоснованно будут привлекаться перевозчики, увеличатся число административных барьеров на границе, а также вырастут издержки при транспортировке грузов.

В течение года шло активное обсуждение всех новых положений, связанных с налоговой политикой и налоговым, таможенным администрированием, были выработаны консолидированные предложения от предпринимательства. Однако, на сегодняшний день большая часть этих  предложений, носящих концептуальный характер,   были проигнорированы государственными органами.

К сожалению, сегодня уже большая часть предложенных мер, с которыми бизнес-сообщество не может согласиться, находится на рассмотрении в Парламенте страны. Еще часть инициатив готовится к обсуждению в высшем законодательном органе страны.

 А значит, уже к началу следующего года  мы  начнем «пожинать  плоды»  столь поспешно принятых решений.

Не исключено, что в этой ситуации в самой ближайшей перспективе многие предприятия начнут сворачивать свою деятельность либо возвращаться к «серым схемам».

 

Уважаемые депутаты!

Мы, руководители предприятий, бизнес-ассоциаций от имени всего бизнес-сообщества просим депутатский корпус  обратить внимание на наши опасения, связанные с ужесточением налоговой  политики и администрирования,  и  при принятии законов учесть мнение предпринимательского  сообщества страны, для которого и пишутся все эти законы в интересах как бизнеса, так и всего казахстанского общества.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры