astana-view

Бизнес: сам себе регулятор

04 Декабря 2015
10491 просмотров

В 2016 году в Казахстане вступит в силу закон «О саморегулировании» и поправки к нему

Вопросы внедрения саморегулирования в оценочной деятельности обсудили в Национальной палате предпринимателей РК «Атамекен» с участием представителей рынка оценочной деятельности, которые после принятия соответствующего закона РК «Об оценочной деятельности» (в новой редакции) станут полноправными членами Национальной палаты.

Как отметила Айжан Бижанова, эксперт Департамента координации экспертизы нормативно-правовых актов НПП, член рабочей группы Мажилиса Парламента по проекту Закона РК "О саморегулировании", документ разработан по поручению  Главы государства, данному в прошлом году на Совете иностранных инвесторов.

По ее словам, НПП участвовало во всех процессах работы над законопроектом.

Закон вступает в силу в мае 2016 года, и  течение последующего года уполномоченные органы должны привести регулирование сфер, где введено обязательное членство в некоммерческих организациях, за исключением членства в Национальной палате предпринимателей, в соответствии с законом «О саморегулировании».

В связи с этим Нацпалата совместно с предпринимательским сообществом начала работу по изучению вопроса саморегулирования в оценочной и аудиторской деятельности.  Кроме того, рассматриваются вопросы введения саморегулирования и в других сферах предпринимательской деятельности,  например, таможенного оформления (таможенные брокеры),  налогообложения (налоговые консультанты), экологического аудита (экологические аудиторы), энергетического аудита (энергетические аудиторы).

Поднимается вопрос по повышению ответственности в секторе оказания риэлторских и туристских услуг посредством перехода данных отраслей в саморегулирование. Объединение страховых организаций также заинтересовано в совершенствовании своей отрасли посредством введения обязательного саморегулирования. При этом оценочная и аудиторская деятельности являются специфичными, поскольку сочетают в себе признаки как профессиональной, так и предпринимательской деятельности. И в зависимости от вида деятельности будут определены субъекты объединения в создаваемые саморегулируемые организации в данных отраслях.

Закон содержит в себе базовые постулаты, которые не могут быть изменены отраслевыми законами, с помощью которых вводятся институты саморегулирования, основанные на обязательном членстве.

«В законе определены признаки СРО, позволяющие отличить их от ассоциаций (союзов), разработано взаимодействие НПП с СРО. Для субъектов предпринимательства - членов СРО законодательно закреплено снижение обязательных членских взносов в НПП решением Съезда. Также  для членов СРО предусмотрено сокращение проверок (учет в системе управления рисками),  введены корпоративные механизмы по недопущению злоупотребления руководства СРО в отношении своих членов. При этом  обязательное СРО вводится исключительно законами после процедуры анализа регуляторного воздействия (АРВ), которое может проводиться НПП, в случае несогласия с выводами АРВ государственного органа, и многие другие вопросы становления и развития саморегулирования отражены в законе, которые были инициированы именно НПП, - рассказала Айжан Бижанова.

По ее словам, введение института саморегулирования позволит создать условия для развития саморегулирования бизнеса и дерегулирования экономики, оптимизировать государственную разрешительную систему, появится альтернативный механизм правового регулирования рынка.  

«Если в 2011 - 2012 годах осуществлено 2 этапа сокращения разрешительных документов, выдаваемых госорганами, на 30% каждый из них (т.е.60%), то в текущем году планируется 50% сокращение разрешений, переход от политики «выявления и наказания» к политике «предупреждения и поощрения добросовестного предпринимательства. При этом при введении обязательного саморегулирования имеется четкая модель контроля: СРО объединяет непосредственно субъектов рынка и контролирует их деятельность, а государство контролирует СРО на эффективность регулирования СРО конкретной деятельности (контроль, выдача доступа к виду деятельности, ответственность, санкции)», - пояснила представитель НПП.

«Как показывает анализ текущей ситуации, у нас в стране все нормативные правовые акты, затрагивающие интересы предпринимателей и профессионалов, принимаются государством. В результате у субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности нет стимула к повышению качества производимых ими товаров, работ и услуг. Также имеет место недостаточно эффективный  и  избыточный контроль со стороны государственных органов. Более 800  ассоциаций и союзов, из которых 126 аккредитованы в НПП, осуществляют защиту интересов предпринимателей и профессионалов (в отраслях строительства, здравоохранения, финансов, энергетики,  АПК, нефти и газа, машиностроения и т.д.). И сейчас пришло время доверять предпринимателю самостоятельно регулировать свою деятельность, и, соответственно, отвечать за недостатки своих коллег перед потребителем», - прокомментировала  эксперт НПП.

По ее словам, создание института саморегулирования обусловлено, прежде всего, потребностью в этом самих предпринимателей и осознание ими готовности по своим деловым качествам, в условиях доверия населения к бизнесу, без излишнего вмешательства государства регулировать свою деятельность самостоятельно.

«Цель закона - повышение эффективности государственного регулирования экономики посредством внедрения института саморегулирования субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, которое обеспечит гибкость правил поведения и учет интересов участников рынка, государства и потребителей», - заключила Айжан Бижанова.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры