astana-view

Куда уходят шкуры?

09 Декабря 2015
13222 просмотров

Минсельхоз и «Атамекен» обсудили, как удержать кожевенное сырье в стране и обеспечить им загрузку перерабатывающих предприятий

В совещании по вопросу контроля за перемещением кожевенного сырья приняли участие представители Министерства сельского хозяйства, Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, профильных ассоциаций, бизнеса, а также Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен».

Первой выступила вице-министр сельского хозяйства Гульмира Исаева. Она четко обозначила проблему и призвала всех участников совещания подумать над ее решением. «На сегодня количество шкур, которые официально проходят по данным Комитета госдоходов как вывозимые на экспорт, не соответствует объему поголовья, направленного на убой. Куда деваются все остальные шкуры? Стоит вопрос о том, что не используется большая часть сырья. Проблема в том, что это не контролируется госорганами. Большая масса сырья на сегодня вывозится различными способами за границу. Причем пути известны: через Кыргызстан в Китай или напрямую в Китай. Нам надо решить вопрос о том, как контролировать это. К сожалению, пошлины, которые введены, не дают должного эффекта. Второй вопрос, как нам с точки зрения субсидирования отрасли помочь загрузить эти предприятия», - сказала она.

Глава департамента животноводства МСХ РК Еркебулан Ахметов в подтверждение слов своей коллеги привел следующую статистику: «Всего производство шкур по КРС составило 2 млн. 536 тыс. штук. Производство кожевенного сырья КРС - порядка 1 млн. 294 тыс. штук. Экспортировано 158 тыс. штук. Остаток, который нигде не учитывается - порядка миллиона штук шкур», - сообщил он.

«400 тысяч штук ветеринарных сертификатов было выдано. Значит, 440 тысяч штук необработанных шкур должно было быть вывезено. По данным комитета госдоходов, было вывезено 148 тыс. штук. Значит, остальные шкуры, на которые были выписаны ветсертификаты, в действительности,  были вывезены в качестве необработанных шкур, но, чтобы не платить пошлины, они были показаны как вет-блю - переработанные. Вот та разница, которая возникает между миллионом, который заявлен как реализованный в виде вет-блю и краста и тем объемом, который показан по загруженности наших предприятий. То есть на сегодня идет подмена товара, который вывозится на экспорт. Вывозятся сырые необработанные шкуры. Но для того, чтобы избежать пошлин, они прописываются как готовая вет-блю, на самом деле она максимум проходит обезволашивание», - добавила вице-министр.

Исаева подчеркнула, что необходимо предпринять системные меры для того, чтобы не допустить этой подмены понятий, и сырье максимально оставалось на территории Казахстана, перерабатывалось на отечественных предприятиях.

«Почему никто не ставит вопрос о каких-то полуподпольных группах заготовителей, которые на сегодня монополизировали рынок кожевенного сырья в Казахстане и блокируют работу официальных заготовительных организаций?», - заявила она.

Также в ходе совещания выступили представители бизнеса. Гендиректор Семипалатинского кожевенно-мехового комбината Жумагазы Рахимгалиев отметил, что видит единственный выход из сложившейся ситуации - запретить вывоз шкур из страны. «Мы уже предлагали запрет на экспорт шкур, но Правительство не поддержало. А Беларусь и Россия уже 5-6 лет подряд вводит запрет, они защищают свои предприятия, и у них загруженность есть», - сказал он.

Заместитель генерального директора Ассоциации переработчиков кожевенного сырья и меха Казахстана Владимир Семушкин также предложил ввести полный запрет на вывоз кожевенного сырья из Казахстана.

«Когда мы говорим, что у нас за прошлый год сухой остаток миллион с копейками, мы забываем о том, что в Казахстан было импортировано 54 тыс. шкур. То есть они еще должны были быть в остатке. Получается, что порядка 30 тыс. тонн было вывезено нелегально. Потеря бюджета от этого составит 15 млн. евро - по нынешнему курсу 5 млрд. тенге», - добавил он.

Представители Министерства сельского хозяйства в сложившейся ситуации предложили применить механизм субсидирования. «Себестоимость одного килограмма кожевенного сырья на сегодня составляет порядка 300 тенге. Затраты на переработку одного килограмма в среднем порядка 189 тенге, себестоимость - в районе 500 тенге. Если мы берем 300 тенге за базу и порядка 30% будем возмещать перерабатывающим предприятиям, тем самым они могли бы предложить хорошую цену тем, кто сдает это сырье. Планируемый объем производства полуфабрикатов мы берем в среднем 150 тыс. штук. Тем самым выводим объем необходимых средств. В принципе, по деньгам это небольшая сумма, но эффект налицо. Здесь можно сразу стимулировать фермерские хозяйства на сдачу сырья перерабатывающим предприятиям, а последние могут, соответственно, снизить себестоимость своей продукции», - рассказал Еркебулан Ахметов.

И.о. секретаря Секретариата обрабатывающей промышленности Толеген Молдахметов, который выступил модератором совещания, подвел итоги обсуждения. Он подчеркнул, что необходимо выстроить полную производственную цепочку от забоя скота до производства готовой кожевенной продукции. «Так, мы можем ввести мониторинг и контроль за эпизоотической ситуацией в регионах и «теневым» экспортом необработанных шкур КРС. Вместе с тем считаем необходимым создать совместную рабочую группу с участием экспертов Министерств сельского хозяйства, инвестиций и развития, национальной экономики, ОЮЛ «Ассоциации переработчиков кожевенного сырья и меха Казахстана» и отечественных кожевенных предприятий. В рамках рабочей группы нужно обсудить предложения МСХ по субсидированию переработчиков сырья (кожи), внедрения механизма учета необработанных шкур (маркировка), а также дополнительные меры господдержки для развития отрасли», - сказал он.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры