astana-view

Во сколько обходится работодателю здоровье персонала?

06 Мая 2016
11258 просмотров

Работодатели обеспокоены растущими затратами на проведение медицинских осмотров работников

Обязательные предсменные и послесменные освидетельствования обсудили представители бизнеса и госорганов на площадке «Атамекен»

Рабочее совещание по проблемным вопросам при проведении обязательных медицинских осмотров провела заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Юлия Якупбаева.

Директор департамента по социальной работе АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» Корлан Медиханова в своем выступлении рассказала о трудностях проведения предсменных медицинских освидетельствований, предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.

Она отметила отсутствие нормативных актов, регламентирующих проведение предсменных медицинских освидетельствований. Во-вторых, по словам Медихановой, на сегодня нет списка профессий, которые должны проходить обязательные медосмотры, а также правил проведения предсменного освидетельствования.

«Мы неоднократно в течение года обращались в Министерство здравоохранения и социального развития РК, Комитет по защите прав потребителей Министерства национальной экономики РК. Однако они переадресовывали этот вопрос друг другу. Мы обращались также в Комитет транспорта Министерства по инвестициям и развитию, «Самрук-Казына», Министерство юстиции, но они вновь направляли решение этого вопроса в уполномоченные органы или к разработчику нормативных актов», - сказала она.

Также она заострила внимание на изменениях, внесенных в Трудовой кодекс, которые, помимо предсменного медосвидетельствования, вменяют в обязанность работодателя проведение послесменного медосвидетельствования. По ее словам, у КТЖ ежегодно на проведение предсменных медосмотров уходит свыше 1,5 млрд тенге. Организация послесменного освидетельствования потребует аналогичных затрат. Такие затраты могут сказаться на тарифах. «Учитывая, что услуги проведения медосвидетельствования, медосмотров большинство бизнес-структур закупает, представьте, сколько неоправданных расходов несут работодатели», - подчеркнула Медиханова.

Кроме того, представительница КТЖ отметила, что необходимо установить периодичность проведения обязательных медицинских осмотров в зависимости от возраста работника.

Ю. Якупбаева, в свою очередь, добавила, что аналогичные проблемы поднимает не только КТЖ. «У нас сегодня присутствуют представители НК «КазМунайГаз», «ҚазМұнайГаз Өнімдері», «Эйр Астаны», «КазТрансГаз Аймақ», «Амангелді Газ», «Евразийская группа», «НМСК «Казмортрансфлот», «Корпорации Казахмыс», «ОзенМунайГаз», «Каражанбасмунай» и другие. Проблема острая, давняя и необходимо ее решать. У нас есть переписка с госорганами, где они прямо «футболят» между собой этот вопрос. И мы после сегодняшнего совещания планируем обратиться в Правительство.  Потому что вопрос очень злободневный для работодателей, и он не решается», - заявила она.

Председатель Правления ТОО «Медикер» Гульжан Садырбаева, как представитель медицинской организации, высказала свои предложения по совершенствованию некоторых нормативных документов. «В законе РК  «О дорожном движении» в компетенции уполномоченного органа в области здравоохранения прописано, что он утверждает правила проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей транспортных средств. Правила до сих пор не разработаны, и это приводит к неправильному толкованию статей либо несоблюдению данного закона. Мы предлагаем Министерству здравоохранения и социального развития разработать их и при разработке пригласить представителей медицинских компаний, имеющих опыт в оказании этого вида услуг», - сказала она.

Также Садырбаева предложила внести изменения в некоторые приказы Министерства здравоохранения и социального развития, которые содержат абсурдные нормы. К примеру, обязательным требованием к спецодежде медработников является ткань, которая имеет антибактериальную и антисептическую пропитку. Таких тканей сегодня в РК не производят и не завозят. Кроме того, в документе прописана обязательная проверка на содержание урана в моче. Этот вид исследования проводится только в Центре ядерной физики и стоит 5 тыс. тенге. “Что такое рейс? К примеру,  водитель скорой помощи выехал на вызов и его после каждого вызова проверять?” -  спросила она.

Представитель Комитета по защите прав потребителей Министерства национальной экономики РК Токтасын Ерубаев отметил, что госорган готов совместно с НПП «Атамекен» и Минздравом обсудить сложившуюся ситуацию и работать над ее решением.

Руководитель управления амбулаторно-поликлинической помощи Департамента организации медицинской помощи Министерства здравоохранения и социального развития РК Акмарал Сералиева сообщила, что сейчас проводится работа над разработкой приказа по списку профессий, требующих предсменного и послесменного медицинского освидетельствования и приказа по предрейсовым и послерейсовым медосмотрам согласно закону РК «О дорожном движении». От имени Минздрава она выразила готовность еще раз собраться с госорганами и бизнес-сообществом и обсудить эти проекты.

Представительница ТОО «Корпорация Казахмыс» Бану Тюлюбекова обратила внимание участников заседания на то, что существуют вредные и опасные условия труда на предприятиях. «На сегодня у нас есть предприятия, на которых одномоментно на смену заступает до 800 человек. Вы представьте себе, если все они будут проходить послесменное освидетельствование. У нас своя медицинская служба, которая составляет 172 человека. Введение послесменного освидетельствования потребует дополнительно введения в штат порядка 40 медицинских сотрудников. В среднем на освидетельствование одного работника затрачивается 5 минут времени. За сутки затраты рабочего времени составляют более 1000 часов», - сказала она.

Также свое мнение о сложившейся ситуации высказал старший вице-президент «Эйр Астаны» Ербол Оспанов. Он отметил, что, помимо расходов, многочисленные медосмотры еще и отвлекают пилотов от работы, в международной практике их нет. «У меня есть американское, канадское и казахстанское свидетельства пилота. И только у нас все эти правила усложняются все больше, вместо того, чтобы интегрироваться», - сказал он.

В свою очередь представитель «Эйр Астаны» С.Парфенова затронула  проблему периодичности проведения обязательных медосмотров некоторых категорий работников и объема услуг в рамках медосмотров. Например, для бортпроводников установлена периодичность прохождения медицинских осмотров 1 раз в квартал, в том числе и осмотр гинеколога. Она отметила, что проводить осмотр гинекологом бортпроводниц ежеквартально нет необходимости, можно было бы проводить 2 раза в год. В связи с внедрением ОСМС необходимо пересмотреть периодичность и объём проведения периодических медосмотров.

«Можно дойти совсем до абсурда - перед работой проверять учителей, самих врачей, они тоже с людьми работают. Перед введением таких затратных норм нужно всегда смотреть на международную практику. Мы страдаем все от того, что выдергиваем отдельные моменты из международной практики, и в результате получаем какое-то лоскутное одеяло, которое ложится затратными нормами на плечи наших работодателей. Вместо введения таких понятий как предсменные, послесменные, предрейсовые, послерейсовые осмотры в  Южной Корее в рамках обязательного социального медицинского страхования требуется ежегодное обследование сотрудника для продления его трудового договора. Нужно комплексно рассмотреть международную практику для реализации идей развития промышленной медицины», - заявила Юлия Якупбаева.

Она поблагодарила всех участников встречи за конструктивный диалог. «Концептуально нужно начать с коллизий в Трудовом кодексе и Кодексе РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». Я здесь попрошу помощи Минюста. Нам предстоит большая работа, поэтому прошу всех принять участие в рабочих группах», - заключила зампредседателя правления Палаты.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры