astana-view

Дана Жунусова: «Нужно использовать возможности морского порта»

07 Июля 2016
18170 просмотров

Заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Дана Жунусова считает, что в транзитным перевозкам грузов из Украины в Казахстан через территорию России должна быть альтернатива

- Дана Бейсеновна, расскажите, пожалуйста, о происходящем.

- Как известно, в декабре прошлого года Российская Федерация Указом Президента приостановила действие Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины. Кроме того, с 1 января т.г. товары, следующие с территории Украины, были также включены и в список «санкционной» продукции в соответствии с Указом Президента РФ №560 от 6 августа 2014 года.

В целях защиты собственного рынка от реэкспорта товаров, ввезенных с территории Украины, с территории Казахстана, РФ 1 января т.г. приняла еще один Указ, согласно которому был введен особый порядок ввоза товаров из Украины в Казахстан транзитом по России.

Надо сказать, что порядок ввоза накладывал ряд требований на наших предпринимателей: ввоз товаров должен был осуществляться только через определенные пункты пропуска на внешней и внутренней границах; по определенному маршруту, устанавливаемому таможенными органами; с применением пломб ГЛОНАСС на все автомобили и вагоны; под таможенным сопровождением и с неоднократными таможенными досмотрами.

Несмотря на ряд условий, выставленных российской стороной, отечественные перевозчики и импортеры за все это время не допустили ни одного нарушения: по информации КГД МФ РК все грузы были доставлены в заявленные в инвойсах пункты назначения в Казахстане.

В то же время действие Указа, который определил новый порядок ввоза товаров из Украины в Казахстан, заканчивалось 1 июля т.г., и, понимая какие риски в себе несет неосведомленность бизнеса о возможных изменениях, Нацпалата уже с 20 июня начала разъяснительную работу. Была сделана информационная рассылка по СМИ и базе предпринимателей работающих с украинскими контрагентами, которая имеется в НПП РК, направлены официальные запросы в Правительство РК и ФТС России.

Однако, несмотря на все предпринятые со стороны Нацпалаты усилия и действия, вплоть до 4 июля т.г. отсутствовала подтвержденная информация с российской стороны о том, какое решение принято в отношении транзита товаров из Украины.         

- Что случилось?

- 1 июля т.г. был подписан новый Указ Президента РФ, который внес изменения в предыдущий Указ по ввозу товаров из Украины в РК. Новый Указ фактически ввел запрет на ввоз всех товаров из Украины в Казахстан и Кыргызстан через территорию России. Разрешенными к ввозу через территорию России остались 1908 товарных позиций ТН ВЭД, ввозная таможенная пошлина которых в Едином таможенном тарифе установлена 0%.

Стоит отметить, что Нацпалата совместно с бизнесом уже проанализировали разрешенные товарные позиции, в отношении которых действует нулевая ставка ввозной таможенной пошлины в ЕТТ ЕАЭС. Проведенный анализ свидетельствует о том, что 95% разрешенных к ввозу товаров не импортируются из Украины в Казахстан и страны Средней Азии.

Как уже неоднократно заявляла Нацпалата, своевременное информирование бизнеса является эффективным инструментом предупреждения и минимизации негативных последствий от разного рода нововведений условий ВЭД. В этот раз мы вновь столкнулись с ситуацией, когда отсутствие подтвержденных данных в очередной раз привело к задержке и простою казахстанских транспортных средств на территории России.   

- Много ли машин простаивает на границе? Почему их не пропускают? Когда вопрос разрешится благополучно?

- Информация по простаивающим машинам и вагонам меняется ежечасно. По последним данным, которые поступили от КазАТО и предпринимателей, в Смоленске простаивает более 20 АТС и 80 вагонов в адрес казахстанских получателей. Машины и вагоны, которые прибыли в Смоленск после 30 июня т.г., таможенные органы России разворачивают и отправляют обратно.

«Атамекен» официально обратился в адрес Комитет госдоходов Минфина РК с просьбой оказать содействие в пропуске машин и вагонов, которые прибыли в Смоленск до вступления в силу нового Указа. В рамках межведомственного взаимодействия Федеральная таможенная служба России сообщила казахстанским таможенным органам, что 25 машин, которые прибыли в Смоленск до 1 июля, уже оформлены и направляются в Казахстан. По вагонам информация уточняется.

Все машины и вагоны, которые прибыли в Смоленск в ночь с 30 июня на 1 июля т.г. и позже, проверяются на предмет ставок ввозных таможенных пошлин, и по итогам принимается решение.  В случае, если товары по нулевым ставкам в ЕТТ ЕАЭС, то транспорт оформляется и пропускается в РК, если нет, то закрывается транзитная декларация, и весь транспорт, как авто, так и ж/д, разворачивается назад и отправляется в пункт отправления.         

- В чем суть проблемы?

- В настоящее время в Российской Федерации в отношении ряда стран действуют специальные односторонние экономические меры. Данные меры не урегулированы нормативно-правовой базой Союза и являются суверенным правом каждого государства-члена. 

Вместе с тем с 2010 года территории Беларуси, Казахстана и России, а с недавних пор и Кыргызстана являются единой таможенной территорией, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на ввоз товаров на таможенную территорию Союза и соблюдение запретов и ограничений, вводимых одним из государств Союза.

На протяжении более 1,5 лет (с августа 2014 года) и Евразийская экономическая комиссия, и уполномоченные органы государств-членов предпринимали неоднократные попытки урегулировать проблемы с транзитом по территории России. В декабре 2014 года была принята Рекомендация Коллегии ЕЭК, согласно которой санкционная политика не должна распространяться на товары, которые следуют по территории ЕАЭС под таможенной процедурой таможенного транзита.

В 2015 году началась работа по разработке механизма взаимодействия государств Союза при введении «санкций», сегодня обсуждается система прослеживаемости товаров от момента ввоза до конечного потребителя.

Однако по факту никаких изменений с проблемами в отношении транзита товаров по территории России на сегодняшний день нет. Остается надеяться, что в ближайшем будущем уполномоченным государственным органам Союза удастся найти консенсус и принять решение, которое позволит минимизировать негативное влияние на предпринимателей и исключит дополнительные финансовые нагрузки при импорте товаров.

- Какая ведется работа?

- В настоящее время Правительством Республики Казахстан направлен запрос в Правительство России касательно рассмотрения возможности транзита по территории РФ ряда стратегически важных товаров. В данную категорию входят исключительно промышленные товары, от которых критически зависит технологический процесс отечественного производства. Здесь речь не ведется о товарах продовольственного назначения, которые в большей степени находятся в санкционном списке.

Вместе с тем, обращаю внимание, что решение российской стороны, по итогам рассмотрения обращения, не гарантирует беспрепятственный проезд наших товаров. В этой связи прошу всех предпринимателей самостоятельно оценивать риски и финансовые издержки ввиду сложившейся ситуации.

Мы со своей стороны на регулярной основе оповещаем бизнес посредством нашего официального сайта palata.kz о текущей ситуации, была осуществлена рассылка в адреса импортеров, заключивших контракты с украинскими контрагентами и представившими информацию об имеющихся контрактах. Департаментом экономической интеграции для предпринимателей организована горячая линия по вопросам транзита товаров с территории Украины.

Хочу отметить, что звонков поступает огромное количество, и физически сложно ответить на все запросы с учетом ограниченного кадрового потенциала.

Основные поступающие вопросы касаются как ставок ввозных таможенных пошлин, так и возможностей проезда. Поэтому, еще раз хочу отметить, что товары, ставка которых выше 0% от ЕТТ, запрещены к ввозу на территорию РФ.

Особое внимание обращаю на  то, что Указ РФ о запрете ввоза товаров, следующих с Украины, распространяется исключительно на территорию России, и не регламентирует перевозки грузов по территории Республики Беларусь. То есть предприниматели должны понимать, что, въехав на таможенную территорию Союза через внешнюю границу РБ, существует риск возврата автотранспортных средств с территории РФ, где, собственно, и будет производиться идентификация товаров по ЕТТ ЕАЭС согласно новым требованиям. Поэтому просим бизнес перед планируемой перевозкой какого-либо товара с Украины в Казахстан удостовериться в том, что ставка ввозной таможенной пошлины на этот товар составляет 0%, согласно Единому таможенному тарифу ЕАЭС.

Справочно:

Единый таможенный тариф ЕАЭС - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

Чтобы узнать размер ставки ввозной таможенной пошлины на интересующий товар, согласно последней редакции, необходимо пройти на сайт Евразийской экономической комиссии по следующей ссылке: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/catr/ett/Pages/default.aspx

- Что Вы посоветуете нашим предпринимателям?

- Мы неоднократно говорили об альтернативном маршруте доставки грузов из Украины в Казахстан через порты Черного и Каспийского морей. Сегодня этот вопрос весьма актуален. Да, надо признаться честно, что не все гладко на этом маршруте, но, тем не менее, перспективы и потенциал маршрута через порт Актау весьма высоки.

В настоящее время уже порядка 70% грузов из Турции в Казахстан и Кыргызстан следуют по указанному маршруту. Сейчас мы предлагаем использовать его и для перевозок грузов из Украины.

Конечно же, основным фактором при выборе маршрута доставки грузов является удобная логистика, которая позволит достичь оптимальных сроков доставки и стоимости перевозки. В этом плане альтернативный маршрут через порты пока не выдерживает конкуренции с сухопутным маршрутом через Россию. Но в этом направлении можно работать, и совместными усилиями Правительств стран Транскаспийского маршрута, железнодорожных администраций и администраций портов, а также бизнеса добиться минимизации сроков доставки и стоимости фрахта.

Я считаю, что сегодня нам необходимо наращивать конкурентоспособность альтернативного маршрута. Нельзя полностью зависеть от одной исторически сложившейся трассы. В этой ситуации мы призываем к развитию возможностей использования Транскаспийского маршрута. Для этого нам необходимо четко определить проблемные моменты и барьеры данного пути доставки с целью поиска их концептуального решения: снижение тарифов на перевозку, сокращение сроков, повышение качества доставки товаров и прочее.

Более того, принимая во внимание текущую ситуацию, Нацпалата предлагает провести хронометраж альтернативных маршрутов с целью повышения конкурентоспособности маршрута. На наш взгляд, при содействии всех причастных и заинтересованных государственных органов и организаций мы можем добиться определенных успехов в этой работе.

В завершение хотелось бы отметить, что, согласно данным Комитета по статистике, на фоне всех перипетий, происходящих с транзитом товаров и доставкой их в Казахстан, отечественное производство наращивает собственные объемы. За 1 квартал т.г. наблюдается рост производства по таким группам товаров, как мясо и субпродукты на 9%, сыр и творог - 13%; шоколад - 47%; кондитерские изделия - 6%; окна, рамы, двери деревянные - на 138%. Безусловно, данное обстоятельство является положительным фактом и говорит об автоматическом импортозамещении некоторых видов продукции, связанном с влиянием внешних факторов.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры