astana-view

Нуржан Альтаев: «Разумный протекционизм неизбежен»

18 Ноября 2016
10590 просмотров

На II Форуме отечественных товаропроизводителей «Ұлы дала елі» зампред правления НПП рассказал о трех аспектах для развития бизнеса: внутренний сбыт, внешние рынки и система госзакупок

Вначале своего выступления Нуржан Альтаев отчитался по прошлогодней работе форума. Так, по его словам, Национальной палатой проделана большая работа по верификации сертификатов СТ-KZ. По результатам проверок НПП из 200 обращений отозвано 23 сертификата, 49 добровольно аннулированы, 33 сертификата с истекшим сроком действия. В настоящее время прорабатывается вопрос конкретизации процедур выдачи сертификатов СТ-КZ и перевода их в электронный формат, что позволит упростить получения сертификатов и сделает механизм открытым и прозрачным.

Кроме того, как отметил представитель «Атамекен», на завершающей стадии проработка вопроса внедрения индустриального сертификата. В настоящее время по рекомендации Министерства национальной экономики и Министерства юстиции прорабатываются поправки в нормативно-правовые акты, регламентирующие понятие и закрепление функций по выдаче и отмене индустриального сертификата за НПП. «Я думаю, уже с 2017 года индустриальный сертификат заработает в полную силу», - заявил он.

Что касается закупок, Альтаев сообщил, что Нацпалата подписала соглашения о сотрудничестве с 8 крупными дочерними организациями «Самрук-Казына», занимающими 92% всех закупок группы Фонда. «За период с августа 2014 г. по ноябрь 2016 г. в рамках сотрудничества НПП и Фонда заключен 1541 долгосрочный договор на сумму 500 млрд тенге. Всего действующих долгосрочных договоров - 4919 на сумму 8,2 трлн тенге (товары 24%, работы 54%, услуги 22%), из них с отечественными товаропроизводителями 2058 договоров на сумму 1,2 трлн тенге», - сказал он.

«Сегодня мы видим, что в мире стали преобладать тенденции протекционизма и инклюзивности в экономике. Показательный пример - победа Трампа, предвыборная программа которого строилась на лозунгах защиты местного производства через прямые меры поддержки. В условиях роста конкуренции на рынках, в целом, в условиях нестабильности в глобальной экономике разумный протекционизм неизбежен. Нам тоже нужно об это говорить и к этому идти», - отметил Альтаев.

Зампред правления НПП привел данные Всемирной торговой организации, согласно которым члены ВТО (страны Большой двадцатки-G20) только за один прошлый год приняли 154 новых торгово-ограничительных мер - это 22 меры в месяц. «В этих условиях, учитывая наш слабый производящий сектор, на наш взгляд, требуется реальная стратегия системных действий по поддержке и стимулированию отечественного производства. И здесь ключевую роль играют рынки сбыта и грамотное стимулирование. В своем выступлении я хотел бы остановиться на трех аспектах: внутреннем сбыте, внешнем рынке, и системе государственных закупок», - сказал он.

«Благодаря ГПФИИР у нас в Казахстане появились производства. Появились товары, которыми мы можем гордиться и конкурировать с иностранными производителями. Но, к сожалению, мы сейчас видим, что у нас практически все внимание ушло на производство. Тогда как сейчас необходимы артерии, которые помогут сбывать эту продукцию как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Буквально месяц назад мы поднимали этот вопрос у Премьер-Министра и говорили о том, что стране необходима новая отраслевая программа развития торговли», - сказал Альтаев.

Говоря о выводе казахстанской продукции на зарубежные рынки, представитель НПП отметил, что сейчас назрела необходимость разработки системной внешнеторговой политики Казахстана, нацеленной на поддержку местного производителя и стимулирование экспорта. «У нас есть множество проблем. В частности, пока не получены серьезные результаты от экономической интеграции. Бизнес не смог эффективно подстроиться к условиям ЕАЭС. Бизнес не знает, что делать в условиях ВТО. Казалось бы, есть возможности, но бизнес пассивен. Одна из причин проблемы пассивности бизнеса – это неэффективные инструменты торговой политики, отсутствие четкой стратегии и тактики действий. Мы должны обеспечить внедрение инноваций, расширять возможности доступа казахстанской продукции на внешние рынки, усиливать наши позиции на доступных рынках, и создавать условия для освоения новых рынков. Потенциал для этого у нас имеется», - сказал он.

Альтаев добавил, что Казахстан может нарастить производство по ряду направлений: масленичные и кормовые культуры, куриные яйца, мясная и молочная продукция, растительное масло, кондитерские изделия, напитки и другая пищевая продукция. «Потенциал экспорта у нас огромный, особенно в сравнении с нашими скромными нынешними позициями. Ежегодный импорт продовольствия в КНР превышает 115 млрд долларов США. Только в прошлом году в Китай было завезено, к примеру, пшеницы - 3 млн тонн и ячменя 11 млн тонн на сумму 4 млрд долларов США; говядины охлажденной и замороженной около 500 тыс. тонн на сумму 2,3 млрд долларов США. Казахстанской же продукции в этом огромном объеме не более 0,1%», - констатировал он.

По словам представителя Нацпалаты, приоритетной задачей по развитию рынков сбыта является экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров на рынки КНР, Ирана, стран Персидского залива. «Национальная палата ведет большую работу по продвижению экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров в Китай. Запущена инициатива «Экспортируй в Китай!», рабочим органом-координатором в реализации данной инициативы выступит дочерняя организация НПП «Атамекен» – Внешнеторговая палата Казахстана. Эти инициативы в последующим будут запущены и по другим приоритетным странам. Кроме того, мы начинаем работу по созданию торговой онлайн-площадки с Китаем», - сказал он.

В целях повышения экспортного потенциала и конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей НПП «Атамекен» считает необходимым взращивать предприятия до уровня экспортера и для этого планирует включить в разрабатываемые в рамках ГПИИР Дорожные карты по развитию отраслей дополнительные меры, включающие финансовую поддержку.

Альтаев также отметил, что в Казахстане различные государственные институты - KAZNEX INVEST, Казэкспортгарант, КазАгро, МИР, МСХ и акиматы - дублируют функции друг друга в вопросах экспорта. «Единой политики по экспорту у нас нет. Это все нужно координировать, должен быть какой-то госорган и внутри него структурное подразделение, которое в целом будет отвечать за экспорт. В этой связи мы просим Вас, Женис Махмудович, поддержать нас в инициативе о разработке единой стратегии экспорта», - обратился он к министру по инвестициям и развитию РК Женису Касымбеку.

Переходя к вопросу госзакупок, заместитель Председателя Правления «Атамекен» озвучил интересные цифры. «Сейчас рынок госзакупок составляет примерно 9.5 трлн тенге.  Из них 2,4 трлн тенге относятся к государственным закупкам, 3,4 трлн тенге - к закупкам субъектам квазигоссектора и еще 3,7 трлн тенге - это закупки недропользователей. И здесь необходимо решить вопрос местного содержания. Здесь не все так гладко, как кажется. Так, на бумаге заявляется до 80% доли местного содержания, а на деле показатель не тянет даже на 50%», - заявил он.

Например, отметил Альтаев, по статистическим данным, доля местного содержания по ЮКО в государственных закупках за 2016 год (9 мес.) составила 81,6%. Однако, по результатам анализа, проведенного Палатой предпринимателей ЮКО, этот показатель только по товарным позициям составляет не более 33%. «И это общая проблема. Так, по информации Ассоциации мебельной промышленности, при строительстве объектов образования была приобретена мебель иностранного происхождения, при этом в отчетах было отражено 100% доли местного содержания», - добавил он.

Зампред правления НПП также озвучил ряд предложений от Нацпалаты. «МИР инициировало разработку Кодекса о недрах и недропользовании, в рамках которого предусматривается отмена регулирования закупок. Мы считаем, что бесконтрольные закупки недропользователей могут повлечь за собой ряд негативных последствий. Мы просим исключить этот момент», - сказал он.

«Считаем необходимым в текущем году провести аудит всех проведенных закупок и разработать четкий и понятный механизм определения доли местного содержания. По опыту передовых стран предлагаем далее углубить и усилить вид гарантированного заказа со стороны государства путем заключения с бизнесом долгосрочных контрактов на 3-5 лет в обмен на определенные обязательства», - заключил Альтаев.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры