astana-view

Рост тарифа на локомотивную тягу не превысит 7%. По вагонам дискуссия продолжается

27 Января 2017
9400 просмотров

АО «КТЖ-Грузовые перевозки» не повысит тариф на услуги локомотивной тяги более чем на уровень инфляции

В НПП РК «Атамекен» состоялось очередное совещание по вопросам деятельности национального железнодорожного перевозчика. Под председательством заместителя Председателя Правления Нацпалаты Юлии Якупбаевой были обсуждены вопросы, связанные с отменой ценового регулирования на рынке аренды и оперирования вагонами, дефицитом подвижного состава, тарифов на перевозку железнодорожным транспортом социально значимых грузов на внутриреспубликанском сообщении на 2017 год.

Юлия Якупбаева отметила, что после обсуждения на площадке Нацпалаты и КТЖ в рамках совещания под руководством Первого заместителя Премьер-Министра Аскара Мамина достигнут компромисс касательно увеличения тарифа на локомотивную тягу. С учетом мнения и предложений бизнеса рост тарифов на этот вид деятельности КТЖ не превысит уровень инфляции, то есть 7%.

Исполнительный директор ОЮЛ «Республиканская Ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий», председатель Комитета горнорудной и металлургической промышленности Президиума НПП Николай Радостовец заявил, что другой важнейшей проблемой в стране является дефицит грузовых вагонов.

«Сегодня есть серьезные недопоставки угля. И если на внутреннем рынке как-то удается закрывать, то на внешнем, к примеру, в Киргизию в декабре мы отгрузили 31-35% от заявленных объемов. Я боюсь, что многие горно-металлургические компании  могут просто не вывезти свой товар, если КТЖ не продумает, как его возить», - сказал Николай Радостовец.

По его информации, в 2017 году на рынке для своевременной транспортировки грузов будет не хватать от 7 до 25 тысяч вагонов.

Он предложил обратиться к Премьер-Министру Казахстана с просьбой о содействии в разрешении ситуации.

«Неперевезенный груз – это, прежде всего, произведенный товар, за который надо платить зарплату людям, налоги в бюджет, а потом еще понести штрафные санкции. Это беспрецедентный вопрос. Конечно, КТЖ будет предпринимать шаги по привлечению стороннего парка. Но мне бы хотелось, чтобы и крупные компании задумались о приобретении вагонов. И в обращении к Премьер-Министру тоже взяли на себя обязательства инвестировать в собственный подвижной состав», - заявил Николай Радостовец.

Для этого, по его словам, Правительство должно проработать вопрос субсидирования производства и покупки грузовых вагонов, как это делается в соседней России. Вместе с тем он подчеркнул, что покупать грузовые вагоны есть смысл только крупным компаниям, имеющим долгосрочные объемы перевозки грузов, остальных грузоотправителей подвижным составом должна обеспечить КТЖ.

Второй момент, о котором необходимо говорить в обращении, это регламентирование работы операторов вагонов. По мнению эксперта, назрела необходимость ввести лицензирование на этот вид деятельности, поскольку многие операторские компании сегодня - это просто мелкие посредники между КТЖ и грузоотправителями, которые не имеют собственного парка вагонов и, как правило, перекладывают ответственность за транспортировку на национального железнодорожного перевозчика.

«Третий момент - правила перевозок. Мы предлагаем в течение месяца наконец-то их доработать и внести на утверждение. В них должна быть повышена ответственность не только железной дороги, но и грузоотправителей, посредников», - подчеркнул Николай Радостовец.

В целом, эксперт считает, что в сложившейся ситуации нельзя винить только КТЖ. Все участники перевозочного процесса должны подумать над тем, как эффективнее использовать имеющийся парк грузовых вагонов, а фонд «Самұрық-Қазына» должен изыскать средства либо помочь Қазақстан темір жолы в получении льготных кредитов для дооснащения парка подвижного состава. «От этого зависит, смогут ли казахстанские компании наращивать экспорт или нет», - подчеркнул Радостовец.

В свою очередь президент АО «НК «Қазақстан темір жолы» Канат Алпысбаев отметил, что активное выбытие грузовых вагонов сейчас идет по всему СНГ. По его оценкам, только в этом году ожидается списание порядка 120 тысяч вагонов.

«Среди членов Евразийского экономического пространства доминантом является российский парк - он составляет 87%, Казахстан занимает 10%, остальная часть приходится на парки Беларуси и других республик. Обеспечение вагонным парком перевозок в РК в том числе осуществляюсь парком СНГ, в основном, российским и украинским. Но сейчас есть изменения, которые влияют на ситуацию с вагонным парком. Согласно нормам техрегулирования, полностью наложен запрет на продление срока службы вагонов, в результате чего 200 тысяч вагонов вышли из работы. Таким образом, мы говорим о явном дефиците парка по всему СНГ», - сказал Канат Алпысбаев.

Он подчеркнул, что за последние четыре года, работая в профиците грузовых вагонов, участники перевозочного процесса попросту отучились эффективно их использовать, оборот вагонов увеличен в 1,5 раза.

Канат Алпысбаев также говорил об ответственности экспедиторов вагонов.

«На сегодняшний день железная дорога имеет 700 договоров с экспедиторами, из них рабочих не более 50, а остальные кто это? У нас нет абсолютно никакого юридического ограничения, чтобы нам не заключать с ними договора. Поэтому я вас призываю обратить на это внимание», - сказал президент КТЖ.

В качестве негативного примера он привел ситуацию с одной из ТЭЦ, которая из-за несоблюдения договорных отношений со стороны экспедитора осталась с четырёхдневным запасом угля. «ТЭЦ заключала договор с экспедиторской компанией, а, значит, обязательства перед ней несет не железная дорога, а экспедиторская компания. Если вы заключили договор, то будьте добры требовать с участников перевозочного процесса исполнение простых гражданско-правовых отношений», - сказал Канат Алпысбаев.

По его мнению, каждый участник перевозочного процесса должен отвечать по своим обязательствам, а не перекладывать всю ответственность за железную дорогу. Для этого следует четко определить, кто за что отвечает.

Подводя итоги встречи, Юлия Якупбаева отметила необходимость урегулирования взаимоотношений между участниками перевозок. Для этого бизнес должен активнее вовлекаться в обсуждение и решение проблем в сфере перевозок грузов. Зампред пообещала, что все прозвучавшие вопросы со стороны грузоотправителей будут направлены в КТЖ, после чего найдут отражение в проекте обращения в Правительство страны.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры