astana-view

Б.Сагинтаев: "Атамекен" мощная структура, влияющая на процессы принятия решений"

30 Марта 2017
- Актюбинская область
8216 просмотров

Пра­ви­тель­ство будет ре­гу­ляр­но вести пе­ре­го­во­ры с  биз­нес-со­об­ще­ством и ре­шать на­бо­лев­шие про­бле­мы

Об этом Премьер-Министр РК Бакытжан Сагинтаев сообщил в ходе встречи с активом Регионального совета Палаты предпринимателей «Атамекен» Актюбинской области, в которой принял участие Председатель Президиума НПП РК «Атамекен» Тимур Кулибаев.

По словам Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Аблая Мырзахметова, Актюбинская область имеет хороший показатель по количеству действующего бизнеса. Рост наблюдается ежегодный. Что касается, проблемных вопросов бизнес-сообщества, то они сродни предпринимателям всех регионов. Это сбыт, доступ к закупкам, финансированию и ряд других факторов, сдерживающих развитие предпринимательства.

Как отметил председатель Регионального совета, генеральный директор группы компаний «Алтын Қыран» Исламбек Салжанов, наиболее актуальными проблемами бизнеса Актюбинской области на сегодняшний день являются вопросы доступности средств, сжатия рынка, сокращения объемов строительства из-за уменьшения объемов бюджетных инвестиций и инвестиций недропользователей, снижения объемов свободных средств у предприятий и покупательской способности населения. «Эта группа факторов, которая существенно влияет на полноценное развитие предпринимательского сектора и повышение деловой активности в регионе, требует скорейшего реагирования и принятия исчерпывающих мер по их разрешению», - сказал Исламбек Салжанов. 

Отметим, что в таком формате встреча актива Регсовета с Премьер-Министром РК в Актюбинской области проведен впервые. Поэтому члены Регионального совета не упустили шанса напрямую озвучить ряд вопросов, волнующих бизнес. К примеру, руководитель ТОО «Дастан», член Регсовета Асхат Айтжанов затронул тему лжепредпринимательства. «В ходе досудебного расследования уголовных дел по признакам состава преступления лжепредпринимательство не исследуются все фактические обстоятельства дела, то есть взаимоотношения между контрагентами. В итоге добросовестные предприниматели, взаимоотношения которых не исследованы, автоматически попадают в постановления о прекращении уголовного дела, прекращенного по нереабилитирующим основаниям, обвинительное постановление и в приговор суда. По вступлению в законную силу данных процессуальных документов предприниматели несут необоснованные затраты по уплате начисленных налогов, административных штрафов и пени. В указанных тяжелых условиях многие предприятия не в состоянии возмещать в бюджет указанные санкционные налоги, штрафы и пени», - сказал предприниматель.

Члены Регионального совета предлагают в отношении добросовестных предпринимателей, имевших взаимоотношения с лжепредприятиями и уже подвергнутых к принудительным мерам по взысканию налогов, штрафов и пени по вступившим в законную силу решениям судов, правоохранительных органов, предлагаем рассмотреть возможность применения амнистии к тем предпринимателям которые докажут чистоту своих сделок на предмет их действительности.

Кроме того, до конца 2016 года предлагалось декриминализировать статью 215 Уголовного кодекса РК, ввиду ее неэффективности. Поскольку лжепредпринимательство включает в себя признаки других преступлений – незаконные действия по получению кредитов, освобождению от налогов, извлечению имущественной выгоды и др. По сути, лжепредпринимательство – это лишь один из способов совершения других преступлений. В связи с чем, считаем необходимым исключить статью по лжепредпринимательству или изменить ее состав, оставив наказуемым деянием только сам факт создания лжеорганизации, заключил Асхат Айтжанов.

В свою очередь, учредитель ТОО «Актеп», член Регсовета Нурлан Сагналин поднял проблему об увеличении количества проверок госорганов. Анализ показывает, что отмечено увеличение в 2016 году 19-ю контрольно-надзорными органами Актюбинской области количества проверок в 2,2 раза, чем в 2015 году (2015 г. - 3072 проверок, 2016 г. - 6625 проверок). «Полагаем, что увеличению проверок способствуют нормы, заложенные в ст.132 Предпринимательского кодекса РК, позволяющие проводить проверки по объектному принципу»,- сказал предприниматель.

То есть на каждый филиал юридического лица одним органом контроля по одному и тому же вопросу открывается самостоятельная проверка со сроком 30 дней. В итоге на все филиалы компании назначаются в общем 6-9 проверок со сроком до 9 месяцев в зависимости от количества филиалов. «В связи с этим, считаем целесообразным рассмотреть возможность по внесению изменений в ст.132 Предпринимательского кодекса РК, исключающую объектовый принцип назначения и проведения госорганами контроля и надзора проверок. Указанные изменения приведут к значительному сокращению сроков проверок. Данная система проверок существовала ранее до нововведений», - заключил Нурлан Сагналин.

Единый земельный налог - еще один вопрос волнующий агробизнес. Председатель ОЮЛ «Ассоциация производителей молока и молочных продуктов Актюбинской области», член Регсовета Марат Итегулов отметил, что в настоящее время фермеры Актюбинской области испытывают проблемы, связанные с налоговыми нагрузками при определении налогового режима как «Единый земельный налог».

«Проблема заключается в том, что в соответствии со статьей 439 Налогового кодекса Актюбинская область отнесена ко второй территориальной зоне, то есть общая площадь у фермеров не должна превышать 3500 га. А в случае превышения автоматически применяется общеустановленный налоговый режим - 100% налогообложение», сказал он.

Между тем, в 7 из 12 районов Актюбинской области (Шалкарский, Байганинский, Иргизский, Айтекебийский, Мугалжарский, Темирский, Уилский), которые занимают 84% от территории области земля используется под животноводство, где балл бонитета не превышает 14. По природно-климатическим особенностям Актюбинская область также, как и Алматинская, Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская, Атырауская, Мангистауская области делится на степную и пустынную природную зоны.  Нагрузка на пастбища на одну голову сельскохозяйственных животных в Актюбинской области составляет от 3 до 34 гектаров. Таким образом, небольшому хозяйству где содержатся примерно 150 голов КРС, 300 голов овец и 30 голов лошадей для рационального использования сельхозугодий необходимо не менее 4000 гектаров только пастбищ, не считая сенокосных угодий. В этой связи предлагается внести изменения в статью 439 Налогового кодекса РК и включить Актюбинскую область в 1, 2 и 3 территориальные зоны. 

Вопросы ГЧП затронул председатель правления ОЮЛ «Ассоциация по защите прав предпринимателей», член Регсовета Талгат Хамитов. «Одной из хороших мер поддержки бизнеса является «ДКБ-2020», по которой субсидируются процентные ставки вознаграждения по кредитам БВУ. Но, по условиям программы   субсидирование по проектам ГЧП прекращается с момента его эксплуатации иным лицом», - отметил он.

Например, по договору ГЧП построено здание и   передано на 5 лет в аренду государству под физико-математическую школу со спортзалом, столовой и интернатом (раньше физико-математическая школа располагалась в приспособленном здании бывшего детского сада, без спортзала).  В настоящее время частный партнер лишен возможности получать вышеуказанную меру господдержки в силу установленных обязательств по эксплуатации проекта ГЧП самим предпринимателем. «Мы предлагаем исключить установленные ограничения для проектов, реализованных в рамках ГЧП», - сказал завершая Талгат Хамитов.

Также представители бизнеса, занимающиеся розничной реализацией сжиженного газа жалуются на прессинг со стороны госорганов по вопросам, связанным с реализацией топлива. При этом, они постоянно обвиняют предпринимателей в увеличении цены на газ, применяют административные меры. Теперь обвиняют предпринимателей в искусственном создании дефицита топлива и возникшим ажиотажем среди населения. Однако, проблемы кроются в следующем, считают члены Регсовета.

Предельная цена оптовой реализации на сжиженный газ Приказом Министерства энергетики РК №301 от 05 июля 2016 года увеличена с прежних 11 033,91 тенге на 23 106,45 тенге без учета НДС, то есть регулируемое государством удорожание оптовой цены произошло на 209,4%. В результате, на газозаправочных станциях города произошло повышение розничной цены и обоснованно. Однако, при расследовании данные обстоятельства вообще не приняты во внимание как уполномоченным органом, так и судами. И как следствие, привлечены к ответственности 16 компаний. Фактическая потребность газа в области составляет порядка 7000 тонн, тогда как по квоте выделяется 5200 тонн газа ежемесячно.

Кроме того, возникновению длинных очередей на газовых станциях обусловлено ужесточением контроля со стороны Управления ГАСК области, по предписаниям которого по состоянию на начало марта приостановили деятельность 28 газозаправочных станций мобильного модульного типа.  Однако, представители ГАСК считают, что блочные мобильные газозаправочные установки относятся к строительно-монтажным работам и соответственно требуется получать архитектурно-планировочное задание, разрабатывать проект, проходить экспертизу проекта и т.д. При этом, такая практика наблюдается только в Актюбинской области. Предлагается рассмотреть вопрос увеличения квоты для Актюбинской области до 7200 тонн ежемесячно. Также были озвучены вопросы, касательно госзакупок, проблемы в сфере транспорта, проблемы по возврату НДС.

Все эти вопросы нам известны, сказал Премьер-Министр РК Бакытжан Сагинтаев. «Сейчас создаются условия для того, что бы до конца текущего года всю нормативно-законодательную базу страны отрегулировать, внести изменения, которые во многом способствуют снять ряд проблемных вопросов предпринимательства. Несомненно, мы видим, что Национальная палата предпринимателей «Атамекен» сегодня является одной из мощных структур, которая влияет на процессы принятия решений, связанных с вопросами развития и поддержки бизнеса. Правительство сегодня может и готово прислушаться к  мнению «Атамекена», поскольку вы говорите за всех предпринимателей вместе, также и перед Правительством и министерствами, заявил глава Кабмина», -  добавил глава кабмина.

Как яркий пример реальных дел НПП выступила начинающий сельский предприниматель Сулушаш Кадырова. Она приняла участие в пилотном проекте по обучению сельских жителей основам запуска и ведения бизнеса «Bastau Бизнес». Двухмесячные курсы в 2016 году принесли свои результаты. Кроме сертификата, жительница Темирского района, ранее не занимавшаяся бизнесом, успешно защитила свой проект. При содействии районного филиала Палаты предпринимателей и акимата получила доступ к финансированию. В итоге на полученные в кредит 2 миллиона тенге она открыла теплицу в селе. Как оказалось, дело очень необходимое в данном регионе. Ниша еще пустая. Предприниматель поблагодарила за такой проект и возможность открыть собственное дело.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры