astana-view

Передача госфункций в конкурентную среду: кто инициировал и зачем?

21 Декабря 2017
7846 просмотров

В Мажилисе Парламента Республики Казахстан на рассмотрении находится проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам передачи государственных функций в конкурентную среду».

Управляющий директор-директор Департамента законодательства и развития саморегулирования Айжан Бижанова дала ответы на часто задаваемые вопросы.

Касательно отсутствия критериев отбора госфункций для передачи в конкурентную среду

Главой государства неоднократно отмечалась необходимость формирования компактного Правительства, сконцентрированного на выполнении лишь нескольких наиболее важных стратегических функций.

«Каждое министерство и ведомство должно освобождаться от несвойственных ему функций, максимально передавая их от центра к регионам и от государства в частный сектор» (Послание Президента страны народу Казахстана 1997 года «Казахстан – 2030 Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев»).

«В этой связи в рамках Плана Нации - 100 конкретных Шагов 97 Шагом предусмотрено расширение возможностей участия граждан в процессе принятия решений через развитие саморегулирования и передачу несвойственных государству функций в конкурентную среду. Правительство должно стать компактным за счет сокращения несвойственных государству и избыточных функций», - поясняет Айжан Бижанова.

На первой стадии реализации 97 Шага Плана Нации был принят базовый Закон Республики Казахстан «О саморегулировании», определивший основные принципы саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности.

На второй стадии для выработки подходов по передаче государственных функций в конкурентную среду созданы Комиссия при Правительстве Республики Казахстан (распоряжение Премьер-Министра № 9-р от 30 января 2016 года), Экспертная группа на площадке Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

При этом, протокольным поручением Комиссии от 20 апреля 2016 года одобрены базовые подходы по передаче государственных функций в конкурентную среду и СРО, которые предусматривают ежегодную работу Правительства Республики Казахстан по проведению следующих последовательных мероприятий (этапов):

1 этап – инвентаризация государственных функций (ответственный госорган);

Справочно: по итогам инвентаризации Экспертная группа формирует и представляет на рассмотрение Комиссии перечень функций, предлагаемый для передачи в конкурентную среду и СРО. Данный перечень подлежит опубликованию на сайтах Министерства национальной экономики РК и НПП для общественного обсуждения и поиска потенциальной конкурентной среды.

2 этап – анализ готовности рынка и анализ регуляторного воздействия (определяется в зависимости от способа передачи);

Справочно: результаты данного этапа передачи государственных функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям, показывают практическую возможность реализации государственных функций конкурентной средой и саморегулируемыми организациями.

3 этап – рассмотрение перечня функций на Комиссии (ответственный Экспертная группа при Комиссии, рекомендации выносит Комиссия);

4 этап – передача функций в конкурентную среду (реализация государственными органами рекомендаций Комиссии путем внесения поправок в нормативные правовые акты РК).

Необходимо отметить, что вышеназванные подходы легли в основу законопроекта по вопросам передачи государственных функций в конкурентную среду.

Наряду с этим, при разработке законопроекта учтены нормы Методики проведения отраслевых (ведомственных) функциональных обзоров деятельности государственных органов (приказ Министра национальной экономики РК от 27 февраля 2017 года № 84. Зарегистрирован в Министерстве юстиции РК 27 марта 2017 года № 14941).

«Одним из этапов проведения функционального обзора деятельности государственных органов является передача государственных функций в конкурентную среду и СРО путем выявления несвойственных и избыточных функций государственного органа», - подчеркнула эксперт.

Справочно: в рамках данной методики даны определения следующим терминам:

несвойственная функция – функция государственного органа, не присущая его деятельности и подлежащая передаче в конкурентную среду, саморегулируемым организациям или исключению, соответствующая одному из следующих признаков:

1) является избыточной (исключение которой из административно – управленческого процесса государственного органа не приведет к снижению качества работы или предоставлению государственной услуги);

2) является поддерживающей;

3) является основной, но при этом выходит за пределы государственного регулирования, а также результаты и цели введения такой функции неэффективны (разрешительный или уведомительный порядок, государственный контроль).

Таким образом, путем выявления несвойственных функций, ликвидации дублирующих функций, а также передачи несвойственных функций в конкурентную среду и СРО обеспечивается формирование оптимального объема функций в каждом конкретном государственном органе и установление роли государства как в отдельных сферах (отраслях), так и на разных уровнях государственного управления.

При этом, именно 97 Шаг послужил устранению имеющихся «пробелов» в системе государственного управления и определил практические и детальные решения по расширению возможности граждан участвовать в управленческих решениях через развитие института саморегулирования и передачи государственных функций в конкурентную среду и СРО.

Таким образом, установление на законодательном уровне подходов по передаче государственных функций в конкурентную среду и СРО придаст системность и упорядоченность проводимой реформы.

Касательно ответственности исполнителем государственных функций

Законопроектом по вопросам передачи государственных функций в конкурентную среду определены 5 основных способов передачи: аутсорсинг, государственное задание, государственный социальный заказ, за счет услугополучателей, саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии). Следует отметить, что указанный законопроект является рамочным и предусматривает закрепление базовых подходов по передаче государственных функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям. Таким образом, ответственность субъектов рынка устанавливается отраслевыми нормативными правовыми актами Республики Казахстан в зависимости от выбранного способа передачи», - рассказывает директор.

Спикер приводит пример: при передаче государственных функций в конкурентную среду способом госсоцзаказ, аутсорсинг, госзадание, ответственность регламентирована в рамках отраслевых законов Республики Казахстан: ЗРК «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан», Бюджетный кодекс, «О государственных закупках».

При этом, как отмечает Айжан Бижанова, в каждом конкретном случае, исполнитель несет гражданско-правовую ответственность согласно договору, заключенному между государственным органом и исполнителем.

В случае передачи государственной функции в обязательное саморегулирование государственный контроль и надзор за деятельностью саморегулируемых организаций регулируется статьей 29 Закона Республики Казахстан «О саморегулировании».

Необходимо отметить, что в сферах, где будет введено саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии), будет присутствовать государственный контроль со своим административным воздействием, но исключительно за саморегулируемыми организациями, что соответствует принципам ОЭСР.

Касательно порядка установления взносов в СРО

«В целях нивелирования рисков необоснованной передачи государственных функций в конкурентную среду и СРО предусмотрено три основных методологических инструмента: паспорт функции, анализ регуляторного воздействия и анализ готовности рынка. Первым этапом передачи государственных функций является проведение государственными органами на ежегодной основе инвентаризации своих функций. Инвентаризация включает в себя аналитическую работу по изучению характеристик каждой функции на предмет возможной ее передачи в конкурентную среду или саморегулируемым организациям», - поясняет Айжан Бижанова.

С ее слов, качество реализации государственных функций конкурентной средой будет напрямую зависеть от качества проводимой государственными органами инвентаризации своих функций.

«В этой связи Национальной палатой совместно с МНЭ и МИР разработан Паспорт функции, который включает в себя описание государственным органом характеристик функции (цель и задачи функции, кем она реализовывается, количество лиц, задействованных в ее выполнении, стоимость реализации функции, предлагаемый способ передачи, а также результаты реализации функции). Для качественного осуществления предпринимательским сообществом отдельных государственных функций бизнесу необходимо со своей стороны совершенствовать управленческие процессы, наращивать профессиональный кадровый потенциал, развивать инфраструктуру. В этой связи, анализ уровня готовности рынка является важным этапом передачи государственных функций», - добавила она.

Также, в целях снижения рисков необоснованной и поспешной передачи функций государственных органов в конкурентную среду, НПП предложена модель анализа готовности рынка по аналогии с анализом регуляторного воздействия.

Учитывая, что анализ регуляторного воздействия используется в случае передачи государственных функций способом - саморегулирование, основанное на обязательном членстве, анализу готовности рынка подлежат государственные функции, передаваемые иными способами – аутсорсинг, государственный социальный заказ, государственное задание, за счет услугополучателей.

Необходимо отметить, что работа по проведению анализов готовности рынка и регуляторного воздействия основываться на информации, предоставленной государственными органами по итогам инвентаризации, в частности, на информации, указанной в Паспорте функций.

Анализ готовности рынка, как и анализ регуляторного воздействия, включает в себя процедуры по проведению общественных слушаний, изучению международного опыта и заполнению аналитической формы, которые позволяют:

- определить и оценить целесообразность выбора способа передачи с учетом различных мнений, полученных в ходе обсуждений и анализа. Рассмотреть возможность применения различных форм передачи функции;

- провести анализ издержек и выгод, влияния такой передачи на государство, потребителя, а также предпринимателя, принимающего функции государства;

- сопоставить стоимость реализации функции, определенной конкурентной средой, со стоимостью, установленной госорганом;

- определить проблемы текущего состояния реализации функции;

- сравнить цели, установленные конкурентной средой, с целями, установленными госорганом, а также в последующем оценить результаты такой передачи.

Все вышеперечисленные индикаторы в целом позволят оценить качество выполнения государственной функции конкурентной средой, и в зависимости от эффективности ее реализации рассмотреть вопрос дальнейшего совершенствования государственного управления.

Вместе с тем, в целях исключения коррупционных рисков в самой СРО, в базовом Законе РК «О саморегулировании» регламентированы механизмы корпоративного управления, предусмотрена ротация исполнительного органа, прописан порядок проведения первого общего собрания членов СРО, обязанность по проведению аудита годовой финансовой отчетности СРО и др.

Что касается вопроса установления взносов при введении обязательного саморегулирования, отмечаем следующее.

Законом Республики Казахстан «О саморегулировании» регламентировано, что порядок внесения взносов, их целевого использования и отчетности об этом устанавливается уставом СРО, который в свою очередь подлежит утверждению на общем собрании членов (участников).

При этом с учетом сохранения принципа равноправия всех субъектов предпринимательства, введена возможность снижения решением Съезда Национальной палаты размера членских взносов для предпринимателей – членов Национальной палаты, являющихся также членами саморегулируемых организаций, основанных на обязательном членстве.

Касательно порядка присвоения статуса СРО

На сегодня в Казахстане представлено два вида саморегулирования: добровольное и обязательное.

Добровольное саморегулирование вводится наряду с государственным регулированием. Согласно Закона РК «О саморегулировании», требования и стандарты в таком СРО устанавливаются выше требований государства.

Также, такие объединения предпринимателей и профессиональной деятельности обязаны обеспечить имущественную ответственность перед потребителями.

Таким образом, государство и потребитель только выигрывает от такого вида саморегулирования.

«Что касается обязательного саморегулирования, то согласно статье 3 отраслевого закона, такой вид саморегулирования вводится отраслевым законом предварительно проведя процедуру анализа регуляторного воздействия. Отмечаем, что сама процедура анализа издержек и противовесов введена в законодательство РК как «умное регулирование». Анализ регуляторного воздействия включает в себя не только изучение международного опыта, проведения общественных обсуждений со всеми участниками процесса (государственный орган, депутаты, бизнес, потребитель), но и изучение как минимум 3-х возможных альтернативных вариантов регуляторной политики», - сообщает Айжан Бижанова.

При этом, согласно Предпринимательскому кодексу, любое заинтересованное лицо вправе разработать свой вариант анализа регуляторного воздействия, что в свою очередь обеспечивает принятие максимально взвешенного решения при введении СРО с обязательным членством (участием).


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Похожие новости:

Дочерние организации

Партнеры