astana-view

ГПИИР 3.0.  Бизнес оценил проект новой госпрограммы

29 Июля 2019
4599 просмотров

24 июля 2019 года на площадке НПП РК «Атамекен» прошло второе обсуждение в широком кругу проекта Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020-2025 годы (ГПИИР 3.0). В совещании приняли участие представители Национальной палаты предпринимателей, разработчиков проекта - АО «КЦИЭ «QazIndustry», государственных органов, национальных холдингов и бизнес сообщества.

Проект был презентован Заместителями Председателя Правления АО «КЦИЭ «QazIndustry» Тураром Жолмагамбетовым и Муратом Бекмамбетовым.

Это третья государственная программа по поддержке несырьевых отраслей промышленности. Основной фокус в ней сделан на экспортоориентированные предприятия, которые разделены на 4 группы: «Новые индустриальные игроки», «Крепкий тыл», «Драйверы роста» и «Центры тяжести». При этом, меры поддержки будут зафиксированы за каждой группой.

Одной из мер является Соглашение о повышении конкурентоспособности, которое предусматривает предоставление комбинированного пакета мер поддержки и взаимные обязательства.

В ходе презентации участники озвучили и некоторые проблемные вопросы, а также замечания по проекту.

«Казахстанская программа развития индустрии не может основываться на Методике российской, китайской или другой страны. Мне кажется первым делом мы должны принять свою Методику классификации товаров сырьевого и несырьевого распределения. Второе, определить флагманы экспорта, которые принесут наибольшую добавленную стоимость для экономики. При этом, я согласна с Вами, что по каждой группе товаров может быть разная картина мер поддержки, но в этом случае тоже важны приоритеты, т.е. наиболее востребованные меры поддержки. Тогда мы будем понимать объемы необходимых финансовых средств», - отметила Советник Председателя Президиума НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева.

Поддержал коллегу Председатель Правления Внешнеторговой палаты Казахстана Аян Еренов. По его словам, малые предприятия могут просто «не вытянуть экспорт».

«Им необходимо, во-первых, консолидироваться для того, чтобы представлять какой-то серьёзный интерес для закупочных организаций из зарубежных стран. Второе, если вы хотите из них реальные точки роста сделать, тогда давайте рассматривать сквозные меры поддержки.... крупный (бизнес - прим. автора) конечно вас поддержит, а средний и даже чуть меньше среднего скажет: почему приоритет в данном случае делается на крупные предприятия, опять нас оставляют за бортом?», - отметил Аян Еренов.

 

В Ассоциации ФармМедИндустрии считают, что бизнес необходимо ориентировать на производство продукции, привлекательной в том числе на внешних рынках.

«Мы должны производить то, что будет продаваться на внешнем рынке, вот это главный посыл ГПИИР. Не обязательно через 5 лет, драйверы роста – это уже сегодня, и какие-то меры внутренней поддержки должны помочь производителю стать более конкурентоспособным и выходить на экспорт… На мой взгляд, сама идеология экспорта правильна не с точки зрения НЭС (Национальная экспортная стратегия – прим. авт.), а с точки зрения промышленности. Мы должны формировать идеологию конкурентоспособного предпринимателя», - отметил Руслан Султанов.

Предприниматели, принявшие участие в презентации, были более критичны в своих оценках.

«Во-первых, 80% времени обсуждения сводится к экспортному потенциалу. Но исходя из той концепции, которую вы показали, честно говоря 80% экспорта делают 20 компаний в Республике Казахстан. Еще 20% экспорта делают компании, которые вы включили в группу «Драйверы роста», и может быть максимум 10% - все оставшиеся 12 тыс. предприятий. В вашей программе нет плана действий по каждой группе. Насколько средства, заложенные на исполнение этой программы, будут эффективны. Потому что, как Вы сами уже сказали, эти 20 компаний зависят от мировых цен на мировых рынках, а 300 компаний, с ними можно какие-то целевые работы проводить. По оставшимся компаниям – понимать, какой у них экспортный потенциал и когда он реализуется. Да, там есть, как вы говорили, единичные случаи, когда ребята что-то производят, но в этом случае должны быть не государственные инвестиции, а частные институты (инвестиционные фонды), которые могут вкладывать в талантливых ребят», - отметил Владимир Ли – Директор ТОО «ЖБИ».

«Я бы сказала, что программа очень лирична. Предпринимателей интересуют конкретные вещи. Какие инструменты им будут предоставлены? Сколько на это будет выделено средств? Сейчас этих данных нет», - отметила Фатима Герфанова, Советник Председателя Правления НПП.

Немало вопросов вызвал механизм заключения Соглашения о повышении конкурентоспособности.

 

«Бизнес нуждается в финансовой поддержке – льготных кредитах, субсидировании кредитов, гарантировании и прочем. Эти обязательства лягут на институты развития, в том числе на дочерние организации Холдинга «Байтерек». Если, например, МИИР (Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК – прим. авт.) будет проводить конкурс и по итогам при первичном анализе будут определены наиболее перспективные проекты, с которыми МИИР заключит соглашение, каким образом Байтерек, БРК или Даму будет здесь участвовать, если они являются финансовыми операторами? У дочерних компаний Байтерека отбор и экспертиза проекта проводится в несколько этапов. На первичном этапе, когда мы видим презентацию или предбизнес-план мы можем сказать, что идея отличная, но не можем гарантировать, что профинансируем этот проект. Бывает, что проекту отказывают на последнем этапе банковской экспертизы. Если мы будем подписывать данное соглашение после первичного анализа, проведенного вами, мы не можем гарантировать, что предприятие получит финансирование. Соответственно будет прецедент, где предприятие скажет, что государство в лице МИИР подписало с ним соглашение, дайте нам кредит, а мы ему откажем», - задал вопрос представитель АО «НУХ «Байтерек».

Также был озвучен вопрос по сельскому хозяйству:

«Насколько я знаю, у нас есть специнвестконтракт, в рамках программы развития сельхозмашиностроения есть соглашение о промышленной сборке. Они будут дублироваться или заменятся?», - задал вопрос Представитель Министерства сельского хозяйства РК Ержан Тулеутаев Досанович. 

Разработчики проекта ГПИИР 3.0 отметили, что рассматривают возможность по унификации инвестиционных контрактов, специальных инвестиционных контрактов с новым Соглашением. Вопрос пока находится на стадии обсуждения.

В заключении заместитель Председателя Правления «Атамекен» Эдуард Квятковский отметил, что встреча была конструктивной и для детализации конкретных мер и механизмов необходимо провести серию совещаний для рассмотрения программы по блокам.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры