astana-view

«Open sky»: риски и перспективы для казахстанской авиации

16 Августа 2019
5733 просмотров

На площадке НПП РК «Атамекен» состоялось заседание подкомитета по гражданской авиации Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен».

Заседание состоялось под председательством Заместителя Председателя подкомитета по гражданской авиации Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен» Даулета Хамзина и Председателя Комитета туризма Президиума НПП РК «Атамекен» Павла Казанцева, с участием представителей Комитета гражданской авиации МИИР РК, Министерства иностранных дел РК, Министерства культуры и спорта РК, представителей аэропортов и авиакомпаний.

«Нам необходимо обсудить плюсы и минусы, задать друг другу вопросы, чтобы четко определить границы и коридоры развития. Нужно чтобы у нас была синергия, как над национальными документами, так и в политике ЕАЭС. Также необходимо понять, куда в стратегическом плане двигаться Казахстану», - отметил председатель Комитета туризма Президиума НПП РК «Атамекен» Павел Казанцев.

Бизнес сообщество разделилось на несколько позиций. Аэропорты считают, что госорган ограничивает международных перевозчиков и не соблюдает до конца принцип «открытого неба», который положительно скажется на пассажирообороте и снизит стоимость авиабилетов. Перевозчики же ограничений не видят, как и желания международных компаний «заходить» в Казахстан.

«Открытое небо» не означает, что можно летать без ограничений. Это соглашение сторон со своими позициями и обязательствами. Мы 5 лет назад перешли к политике поэтапной либерализации воздушного пространства. И понимаем, что никто из иностранных перевозчиков через нас транзит развивать не будет, иностранцы заинтересованы в развитии своих линий. Также сегодня в рамках ЕАЭС применяется данная политика, где будет прозрачная конкуренция. Сейчас гармонизируем стандарты, чтобы не было ущемления сторон», - уточнил Председатель Комитета гражданской авиации МИИР РК Талгат Ластаев.

В свою очередь представитель аэропорта Алматы отметил тенденцию снижения грузовых и пассажирских перевозок.

«Мы видим динамику снижения как грузовых, так и пассажирских перевозок. Присвоение «открытого неба» аэропорту Алматы будет иметь больший эффект из-за плотности населения, активности в регионе частного бизнеса. Туризм в целом определен приоритетной отраслью в Алматы. Это более интересный пункт, чем Нур-Султан. Но по умолчанию прорабатываются маршруты через Астану. Тем временем мы рискуем потерять таких перевозчиков с учетом присвоения статуса «открытого неба» аэропортам городов Бишкек, Ташкент, Баку», - отметил директор авиационного маркетинга АО «Международный аэропорт Алматы» Абдул Кусаев.

Председатель Правления АО «Аэропорт «Сары-Арка» Сарсенбек Кушкинов добавил, что карагандинский аэропорт с 2011 года поднимает вопросы «открытого неба», однако по-прежнему теряет пассажиров из-за соседства с аэропортом Нур-Султана.

«В свое время мы делали ставку на грузоперевозки, составили хорошую конкуренцию Алматы. Есть грузы и мы нашли свою нишу и развиваем ее. Мы готовы к «открытому небу» для грузовых перевозок. В течение 3 лет идет разговор о создании национального грузового перевозчика, воз и ныне там. Нам можно в Актау развивать хабы, но грузы оседают в Тбилиси и Баку, это деньги, которые могли бы зарабатывать наши компании, поэтому «открытое небо» было бы выходом и оживило бы рынок», - сказал Сарсенбек Кушкинов.

В свою очередь Талгат Ластаев отметил, что авиационные власти Казахстана открыты и готовы рассматривать любые предложения от перевозчиков.

«Мы каждый раз говорим, пожалуйста, приводите компании, у которых есть под собой серьезное основание и твердое намерение работать в Казахстане. За исключением компаний, которые ведут демпинговую политику и субсидируются Правительством своей страны. Более того, мы сами ведем переговоры, но перевозчики в один голос говорят, что аэропорты не гибкие. Неважно 1 или 10 рейсов иностранный перевозчик собирается делать, у него нет скидок. Топливо и обслуживание дорогие», - подчеркнул Талгат Ластаев.

И.о. директора Департамента внешнеэкономической политики Министерства иностранных дел РК Денис Рогов добавил, что иностранные авиакомпании оставляют жалобы на высокую стоимость топлива авиатоплива в аэропортах Казахстана. К слову, сумма на 40% превышает стоимость в странах Азии и России. Поддержал специалистов министерств и отечественный авиаперевозчик. Так, менеджер по правовым связям с госорганами АО «Авиакомпания Air Astana» Евгений Аксенов подчеркнул, что с введением «открытого неба» в аэропорту Нур-Султан желающих осуществлять рейсы в Казахстан не стало больше.

«Проблема не в закрытой политике, а в малых провозных емкостях Казахстана. Отсутствие пассажиропотока и авиатоплива по конкурентным ценам, ценообразование аэропортов, вопросы, которые поднимали иностранные и отечественные компании еще 1,5 года назад», - отметил Евгений Аксенов.

В качестве решения проблемы заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Олжас Ордабаев предложил совместно с аэропортами разработать Дорожные карты по каждому заинтересованному перевозчику.

Заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Евгений Больгерт, в свою очередь предложил аэропортам консолидировать мнение и объединиться в Ассоциацию аэропортов Казахстана.

«В мировой практике для развития транзитного пассажиропотока авиационными властями используется статус «открытое небо», который влияет на увеличение туристского потока и транзитного потенциала, способствует расширению маршрутной сети и привлечению зарубежных авиаперевозчиков, развитию инфраструктуры в аэропортах и повышению качества сервиса. Кроме того, стимулирует конкурентную среду авиационного рынка. Поэтому «открытое небо» это еще и вызов для казахстанской авиации в части улучшения сервиса, и тут важно консолидировать проблемы, которые есть у отрасли, через ассоциацию», -  отметил Евгений Больгерт.

Также, Директором Департамента экономики нового Шелкового пути Международного финансового центра «Астана» Такишовой Толкын было отмечено о разработке Дорожной карты с конкретными рекомендациями для открытия тех или иных рейсов и предоставленной в Комитет гражданской авиации для перенаправления всем заинтересованным сторонам.

Даулет Хамзин, поддержал необходимость создания Ассоциации аэропортов, а также отметил о сложностях в получении визы в Казахстан и отсутствии внимания в развитии региональных аэропортов, которые ущемлены в межправительственных соглашениях и по визовой политике, учитывая, что 72-х часовой безвизовый режим предоставлен только для аэропортов городов Нур - Султан и Алматы. 

«Считаю вопрос создания Ассоциации аэропортов Казахстана актуальным в настоящее время, думаю назрела необходимость консолидироваться. Предлагаю проанализировать и внести предложения о создании и структуре Ассоциации аэропортов, а также создать Рабочую группу по разработке Дорожных карт по заинтересованным иностранным авиакомпаниям, желающим осуществлять рейсы в Казахстан, с учетом выявления сдерживающих факторов», - резюмировал Даулет Хамзин.

 

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры