astana-view

Аблай Мырзахметов: бизнесу не хватает оборотных средств и сбыта

25 Июля 2020
3713 просмотров

Как известно, в марте прошлого года был создан Проектный офис по развитию отраслей «экономики простых вещей».

Это площадка, где за одним столом встречаются и обсуждают насущные проблемы госорганы, институты развития, акиматы и бизнес. Изначально задачей Проектного офиса было сопровождение и совершенствование Программы льготного кредитования «Экономика простых вещей». В последующем анализ показал, что вопросы сбыта являются ключевыми, поэтому функционал Проектного офиса постепенно расширялся – сначала вопросами развития местного содержания, потом развитием импортозамещения.

По поручению Премьер-Министра, для оценки последствий пандемии для бизнеса, 23 июня был расширен мандат Проектного офиса, на базе которого создан Оперативный штаб по мониторингу за состоянием бизнеса в наиболее пострадавших отраслях. В связи с расширением круга вопросов, было принято решение переименоваться в Проектный офис по вопросам предпринимательства.

За неполные полтора года, проведено 30 заседаний Проектного офиса.

Что было сделано?

1. Реализация Программы «Экономика простых вещей»

На момент создания Проектного офиса в марте прошлого года за 3 месяца реализации Программы ЭПВ банками было одобрено банками всего 5 проектов. Сегодня – это 2064 проекта на сумму 491 млрд. тенге. Еще на рассмотрении в банках – 301 проект на сумму 131 млрд. тенге. При этом, 86% из числа одобренных банками проектов – это проекты по расширению модернизации действующего бизнеса.

За время реализации проекта председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов, который является заместителем Председателя Проектного офиса», озвучивает следующие выводы:

Первое. Несмотря на многочисленные заявления об обратном, бизнес-активность в Казахстане есть, но им не хватает оборотных средств и сбыта для дозагрузки.

По данным официальной статистики, средняя загрузка предприятий по отраслям ЭПВ в 2019 г. составляла менее 50%: легпром – 21%, пищевая – 40%, машиностроение – 23%, химическая – 48%.

Это косвенно свидетельствует о том, что у бизнеса отсутствуют средства на оборотный капитал. На протяжении полутора лет НПП «Атамекен» озвучивала эту проблему Национальному банку с просьбой включить возможность 100% пополнения оборотных средств в рамках Программы ЭПВ взамен на встречные обязательства бизнеса, однако решения по данному вопросу еще нет.

Второе. По данным АО “ФРП “Даму” и информационной системы “Qoldau” по состоянию на 15 июля т.г. фактически просубсидировано 1457 проектов на сумму 225,9 млрд.тенге. Таким образом, разница между одобренными и просубсидированными проектами составляет 607 проектов на сумму 265,6 млрд. тенге. Никто не располагает сведениями о судьбе этих 607 проектов, кроме самих банков. В их число могут входить и те проекты, которые были одобрены банками с применением отлагательных условий по предоставлению дополнительных сведений, гарантий и т.д. Банки могут месяцами держать на рассмотрении проекты, без какой-либо подвижки. Ко всему прочему, они выставляют высокие требования к залогам заемщиков. А государство не может вмешиваться в дела банков второго уровня.

По отдельным направлениям программы, в частности, по производству в АПК, наряду с банками, в качестве оператора может участвовать государственный институт - Аграрная кредитная корпорация. Учитывая объективные трудности в работе с банками и целевую государственную задачу по импортозамещению и освоению производства товаров широкого потребления, Нацпалата предлагает рассмотреть возможность усиления роли государственных институтов развития в Программе ЭПВ.

2. Развитие местного содержания.

В 2020 году объем плана всех регулируемых закупок, включая государственные, квазигосударственные и закупки крупных системообразующих компаний и недропользователей достигает 18 трлн. тенге. В прошлые годы, фактический объем закупок в среднем составлял около 13-14 трлн. тенге ежегодно.

За год активной совместной работы Правительства с Проектным офисом и акиматами достигнуто увеличение доли местного содержания в госзакупках по отраслям «экономики простых вещей» c 2% до 23%. Имеется потенциал и для дальнейшего роста.

В этих целях «Атамекен» предлагает усилить общественный контроль. Для этого на площадке всех акиматов созданы Комиссии по контролю местного содержания, которые должны осуществлять четкий контроль за применением отечественной продукции.

В особенности это касается строительно-монтажных работ, где объем закупок только на текущий год составляет более 2,5 трлн. тенге. В ряду проблем атамекеновцы озвучивают замену отечественных стройматериалов на импортные, некорректную отчетность и отсутствие ответственности заказчиков за местное содержание. При этом значительный импульс в развитие отечественного производства оказывают закупки Фонда «Самрук-Казына».

За счет совместной работы на протяжении года, удалось достичь высокого показателя доли местного содержания – с 51% до 69%.

Одним из наиболее действенных инструментов для создания новых производств являются оффтейк-контракты. На сегодня уже заключено 37 оффтэйк-договоров на 23 млрд. тенге. Такую практику необходимо масштабировать, в т.ч. и в сфере закупок недропользователей.

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры