astana-view

Застройщики 8 лет не могут решить вопрос требований к парковкам

12 Декабря 2020
6322 просмотров

По оценкам бизнеса мера по снижению норм для парковочных мест поможет снизить стоимость квадратного метра жилья на 5-7%

На площадке НПП РК «Атамекен» предприниматели обсудили проблемные вопросы строительства паркингов, инженерных сетей частными застройщиками и возмещения затрат на их строительство. Участники отметили отсутствие на встрече представителей руководства уполномоченного Комитета Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК. Ранее первый заместитель премьер-министра РК Алихан Смаилов дал поручение министерству совместно с бизнес-сообществом рассмотреть спорные вопросы строительного сектора.

В частности бизнес сталкивается с проблемами завышенных норм обеспеченности парковочными местами в жилой застройке города Нур-Султан и невозможностью изменения их функционального назначения, что приводит к увеличению стоимости строительства жилья. Еще одна проблема-  наличие случаев предъявления субъектами естественных монополий завышенных требований по строительству сетей при выдаче технических условий на подключение и не своевременное подведения инженерных коммуникаций к участкам МИО.

«Вопрос не решается на протяжении 8 лет и выносился на рассмотрение уполномоченных госорганов на разных уровнях. Например, совсем недавно – на уровень Первого Заместителя Премьер-министра РК, но каких аргументов рынок бы ни приводил со стороны регулятора мы слышим только ответ: нет, это невозможно. Получается в поиске решений регулятор не заинтересован», - сказала заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева.

По информации советника председателя ассоциации застройщиков Казахстана Виктора Микрюкова порядка 70% парковочных мест на момент завершения строительства остаются невостребованными.

«Наблюдается завышенность действующих норм обеспеченности парковочными местами и данный фактор отрицательно влияет на конечную стоимость квадратного метра жилья. Исходя из проведенных расчетов, из-за установленных уполномоченным органом сверхнеобходимых требований действующих норм в среднем порядка 16 тысяч тенге ложится на стоимость квадратного метра жилья. завышенные требования предусмотрены только по городу Нур-Султан. При этом наблюдается двоякое применение данных норм, где государственным органам и квазигосударственному сектору разрешается строить без парковочных мест» - рассказал Виктор Микрюков.

Поскольку наиболее остро вопрос стоит по городу Нур-Султан, Юлия Якупбаева предложила вынести проблему на площадку Агентства по защите и развитию конкуренции РК в качестве барьера предпринимательской деятельности,  участники совещания единогласно поддержали данное предложение.

Предприниматели добавили, что государство ставит перед отраслью задачу удешевить строительство. Однако только себестоимость парковочного места колеблется от 1,5 до 3,5 млн тенге в зависимости от конфигурации паркинга и участка.

Председатель правления корпорации «ORDA INVEST» Шалкарбек Талипов заметил, что рынок переполнен парковочным пространством в жилой зоне, а реализация механизмов ГЧП станет  затруднительной.

«Мы завершили 25 жилых домов, и во всех домах у нас на балансе числятся нереализованные парковочные места» - сказал Шалкарбек Талипов.

Строительное сообщество не отрицает наличие потребности в паркингах и ежегодный рост. Однако действующие механизмы и нормы не решают проблемы. Создается ситуация, когда в районах, где есть необходимость в парковочных местах, они отсутствуют. В других районах количество мест превышает потребность в 3-4 раза.

Снижение норм обеспеченности парковочными местами является крайней необходимостью, так как позволит снизить стоимость жилья.

Еще одна причина непривлекательности паркинга - невозможность изменить их назначение. Виктор Микрюков пояснил, что в нереализованном пространстве паркинга нельзя организовать СТО, ремонт и продажу запчастей.

Директор ТОО «Granite» Булат Омаров поделился международной практикой.  

«Международный опыт показывает, что городу нужно приспосабливать не только стандарты планировки, но и стандарты проектирования. Например, в США застройщик сам решает какую выбрать норму обеспеченности парковочных мест, от этого зависит актуальность продаж. В Лондоне парковочное место приобретает только 20% жильцов, в Пекине также действует плавающий коэффициент. Предпринимательская среда не должна зависеть от государственного регулирования. Мы понимаем, что должны быть коэффициенты, стандарты, но не в таких жестких условиях» - сказал Омаров Булат.

В свою очередь заместитель директора по правовым вопросам региональной палаты города Нур-Султан Қуанышбек Мұқаш отметил, что бизнес оказался до такой степени в патовой ситуации, что уже готов сам профинансировать проведение анализа расчетов проектным организациям для обоснования инициативы.  

Позицию госоргана высказал руководитель управления технического регулирования и нормирования КДСиЖКХ МИИР РК Нуржан Досаев.

«Касательно неконкурентной среды, в настоящее время и государству, и частным застройщикам можно строить жилые дома 4 класса без паркингов. Норма парко-мест, отраженная в нормативном документе для Нур-Султана включает гостевые, уличные и придомовые места. Данное различие наблюдается в нормах парковочных мест по Нур-Султану и по остальным регионам страны» - сообщил Нуржан Досаев.

Юлия Якупбаева отметила, что вопрос завышенных норм обеспеченности парковочными местами стоит остро не только по жилым домам 4 класса, но и по 1,2 и 3 классам жилья.

«Мы предлагаем 4 направления, в рамках которых следовало бы двигаться для решения данного вопроса», - отметила зампред Нацпалаты Юлия Якупбаева.

- обращение в агентство по защите и развитию конкуренции РК для исключения данного барьера предпринимательской деятельности;

- снижение норм обеспеченности;

- возможность изменять целевое назначение при условии соблюдения норм пожарной и прочей безопасности;

- возможность реализовывать строительство отдельных паркингов через механизмы ГЧП.

Также в ходе совещания был обсужден вопрос строительства сетей. По словам Виктора Микрюкова на протяжении трех лет уполномоченный орган присылает отписки по проблеме.

«Первая острая проблема связана с тем, что застройщикам вменяют завышенные требования по строительству сетей, чтобы не потерять земельные участки застройщики вынуждены строить наружные инженерные сети самостоятельно, тратя на это огромные средства. Застройщик вынужден потратить минимум 0,5 млрд тенге на строительство одного объекта. Другой вопрос связан с последующей передачей построенных сетей на баланс города. Нам приходится уговаривать монополистов принять сети, которые злоупотребляя своим положением, ставят дополнительные завышенные требования. И механизма компенсации этих затрат нет. При этом у МИО были заложены средства по их строительству, компенсации затрат, однако этого не происходит», - сказал Виктор Микрюков.

Мы готовы получать эту компенсацию в долгосрочной перспективе, добавил заместитель председателя правления ТОО «BI-Holding» Талгат Кожахметов. Для этого застройщики готовы проходить экспертизу по сметной части, для исключения рисков завышения стоимости

«Если запросить у субъектов естественных монополий и местных исполнительных органов объем полученных на безвозмездной основе наружных инженерных сетей, то картина полностью прояснится, и мы увидим масштаб проблемы застройщиков», - подчеркнул советник председателя ассоциации застройщиков Казахстана.

Главный эксперт управления жилищного строительства и развития ИКИ к новой застройке КДС ЖКХ МИИР РК Алексей Ищюк рассказал о реализации в рамках госпрограммы «Нурлы-жер» на 2020-2025 годы механизмов строительства инженерных сетей МИО.

«Мы как в программе написано сделали, на 1 жилой комплекс потратили 2,5 млрд тенге. Однако буквально за месяц до ввода объекта в эксплуатацию нам сообщили об отсутствии построенных сетей и до сих пор не получили компенсацию понесенных затрат. Оказывается, что самого механизма возврата затрат нет» - сказала генеральный директор ГК ТОО «Шар-Курылыс» Жанна Бектемирова.

Современное строительство сетей или возмещение затрат застройщикам по строительству значительно повлияет на себестоимость квадратного метра жилья и поспособствует ее снижению  

Резюмируя Юлия Якупбаева предложила разработать конкретный проект изменений в бюджетный кодекс, который наделит МИО полномочиями по возмещению затрат и рассмотреть проект на уровне премьер-министра.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры