astana-view

«Атамекен»: предприниматели рассказали, что необходимо для исполнения поручения президента в вопросе утильсбора

13 Августа 2021
6649 просмотров

Спустя месяц после поручения Главы государства, предприниматели на площадке Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» обсудили с представителями государственных органов предложения по развитию международных грузовых перевозок и повышению конкурентоспособности.

Из-за отсутствия мер поддержки и ограничений по обновлению и пополнению транспорта европейских моделей отечественные транспортные компании с 2017 года теряют рынок грузовых перевозок. Один из факторов – высокие утилизационный сбор и сбор за первичную регистрацию, которые составляют от 1,6 до 6,9 млн. тенге.

«Чтобы обеспечить должную конкуренцию иностранным компаниям, нам   необходимо ежегодно обновлять грузовой парк до 1 тыс. единиц. Однако в Казахстане с 2016 года международные автоперевозчики обновили парк всего на 800 единиц», — подчеркнул заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Талгат Темирханов.

В Казахстане на международных перевозках грузов задействовано около 7,5 тыс. транспорта, в России - 34 тыс., Беларуси - 35 тыс., Узбекистане - 8 тыс. и т.д. В Беларуси и Узбекистане предусмотрены льготы по освобождению от уплаты утилизационного сбора.

С 2025 года возникают дополнительные риски для автотранспортного сектора. Казахстан в соответствии с договором о ЕАЭС снимет ограничения для каботажных перевозок.

По мнению бизнеса для развития перевозок, необходим комплексный подход: льготный лизинг, отмена первичной регистрации, снижение размера утилизационного сбора минимум на 5 лет.

Директор ТОО «Азгард Моторс» Магомед Яндиев готов расширить парк с 50 до 200 транспортных средств, однако сделать это в существующих условиях сложно.

«Осенью моя компания покупает новые машины, за утильсбор я отдам 30 млн тенге, хотя мог бы взять еще две машины, если будет снижение ставки сбора и стимулирующие меры», — объяснил предприниматель.

Перевозчики не против развития местного производства. Однако автопроизводители должны пересмотреть подход к своему бизнесу, считает заместитель директора ТОО «А.Т.logistiks» Павел Телицын.

«Выбор должен оставаться за перевозчиком какой транспорт ему приобретать - отечественный или иностранный. Необходимо провести анализ, собрать мнения перевозчиков, а потом создавать производства. Почему вы пытаетесь продать нам те марки машин, которые мы практически не используем на международных перевозках?» — отметил он.

Также инициирован вопрос по распределению утилизационного сбора по видам грузового транспорта. 

«У нас самосвалы, тягачи и фургоны отнесены в одну категорию. Необходима градация, т.к. перевозки осуществляются не только на седельных тягачах, но и на автомобилях вида «тандем», которые в Казахстане не производятся, но на них утилизационный сбор составляет 5,9 млн. тг.» - добавил директор ТОО «Alem Trans Group» Владимир Степченко.

Вопрос со снижением утилизационного сбора «Атамекен» поднимает на протяжении четырех лет.

«Мы свою позицию не изменили и выступаем за стимулирование бизнеса, в том числе за пересмотр ставок утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию», — отметил заместитель председателя Комитета транспорта МИИР РК Данияр Коспабаев.

В то же время в МИИР РК есть противоположная позиция. По словам руководителя управления машиностроения Комитета индустриального развития Асель Кодаровой отмена утилизационного сбора результата не даст.

«Мы не поддерживаем отмену и снижение утилизационного сбора, уже было снижение на 30% с 2,3 до 1,6 млн тенге. Однако данные меры не привели к тому, чтобы перевозчики смогли обновить парк. Мы предлагали рассмотреть варианты субсидирования новой техники до 25 % от суммы стоимости по аналогии с сельским хозяйством. Необходимо искать альтернативные варианты», — сказала Асель Кодарова.

Окончательную позицию МИИР РК примет руководство ведомства, пояснили представители министерства.

В защиту отечественного автопрома также выразила позицию вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Анара Макашева.

«При этом обновление — это часть проблемы перевозчиков, мы предлагаем сфокусироваться на защите рынка отечественных перевозчиков, повысить конкуренцию. Мы готовы совместно определить меры поддержки и представить их в уполномоченный орган», - отметила Анара Макашева.

Резюмируя Талгат Темирханов отметил, что позиции госорганов и бизнеса ясны и в ближайшее время будет проработан вопрос по организации площадки по выработке мер развития и поддержки отечественных перевозчиков при правительстве.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры