«Атамекен»: законное долевое строительство должно быть привлекательнее «серого» рынка
Участие в «долевке» для большинства строительных компаний в Казахстане остается труднодоступным, считает бизнес-сообщество. Завышенные требования и административные барьеры дают доступ к рынку долевого строительства ограниченному количеству компаний. В Национальной палате ожидают, что ситуацию на рынке долевого строительства кардинально изменят поправки в законодательство, которые министерство индустрии и инфраструктурного развития и АО «Казахстанская Жилищная Компания» отрабатывают сейчас с отраслевыми ассоциациями НПП.
Работа по внесению изменений и дополнений в законодательство по вопросам долевого строительства идет оперативно: к сентябрю все предложения должны быть окончательно собраны, обсуждены и приведены к общему мнению.
«Задача сделать так, чтобы закон был привлекательным, чтобы у закона были преимущества перед «серым» рынком. Если ты работаешь по закону – тебе доступны и какие-то ипотечные продукты или, к примеру, привлечение рабочей силы со сниженной ставкой или субсидирование процентной ставки. У КЖК есть механизмы, которые могут позволить субсидировать процентную ставку. Должны быть механизмы, которые не будут заставлять и принуждать, а давать преимущества», – считает Виктор Микрюков, президент «Ассоциация застройщиков Казахстана».
В соответствии с действующим законодательством, застройщики, в ходе строительства жилья, могут привлекать деньги дольщиков в трех случаях: при наличии гарантии Единого оператора (КЖК); с разрешения акимата, при участии в проекте БВУ; с разрешения акимата, после возведения каркаса. Предлагаемые изменения, разработанные МИИР совместно с КЖК, которые сейчас обсуждаются с бизнес-сообществом, касаются всех трех способов.
Олжас Салыков, заместитель председателя правления Казахстанской жилищной компании рассказал, что разработан ряд изменений по упрощению процедур и снижению барьеров. К примеру, предлагается сократить перечень документов от застройщиков в два раза. Сейчас 43 документа, возможно, перечень сократят сразу на 20.
«Чтобы расширить участие мелких и средних компаний, предлагается снизить опыт с трех до двух лет. Снизить опыт по площадям почти в два раза: с 18 тыс. до 10 тыс. квадратных метров, в регионах с 9 до 5 тыс. квадратных метров. Если земля в аренде, предлагаем снизить взнос до 10%. Ассоциация Застройщиков Казахстана предлагала снизить до 5%, если земля в частной собственности, будем изучать. Мы предлагаем дать право открывать не один счет, а три: текущий, валютный, сберегательный. Обсуждаем возможность внесения аванса: если есть гарантия банка, увеличить до 35%. Некоторые компании предлагают до 50%. Без гарантии банка – 10%, предлагаем повысить до 15%, некоторые предлагают до 30%. К совместному решению придем. По второму способу мы предлагаем дать право использовать средства дольщиков до возведения каркаса и микшировать средства с проектным финансированием», – рассказал Олжас Салыков.
Застройщиков, также, попросят тщательнее выбирать банки для открытия счетов, обращая внимание на рейтинг. В КЖК отмечают, что, в целом, минимальные требования для участия в долевом стротельстве будут серьезно снижены.
«В Казахстане с 2016 года заключено более 160 договоров жилищного строительства, акиматами выдано 450 разрешений на привлечение средств дольщиков, но, сегодня, большая их часть привлекается в нарушение закона, есть риски. Предложения об усилении ответственности скажутся на создании благоприятных условий работы в правовом поле: снижение входящих требований, учет договоров через единую систему, открытие дополнительных счетов, увеличение авансовых платежей. Мы готовы проработать предложения с бизнесом и отраслевыми ассоциациями. Сразу после открытия парламентской сессии хотим инициировать законопроект по совершенствованию»,– прокомментировал Руслан Лепесов, директор департамента градостроительной и жилищно-коммунальной политики МИИР РК
Строители надеются, что по старой схеме на рынке долевого строительства они работают последние месяцы. Пока же, для получения разрешения на привлечение денег дольщиков, порядка 80% казахстанских застройщиков вынуждены использовать другие схемы привлечения денежных средств, заявляют предприниматели. По информации Союза строителей Казахстана, в стране строится порядка 585 жилищных комплексов. Из них, по оценкам ССК, 486 строятся без государственного страхования. Бизнес-сообщество неоднократно предлагало снизить требования для строительных компаний, усовершенствовать действующие способы, а также внедрить дополнительные механизмы получения разрешения на привлечение денег.
«83% застройщиков не могут выполнить требования закона о долевом участии, только 17% работает в рамках Закона долевого участия, из них 6% через АО «Казахстанская жилищная компания», а 11% через акиматы и проекты банков второго уровня. Что касается неисполнения норм Закона о долевом строительстве, то главные причины следующие: рассмотрение о предоставлении гарантии государства в основном занимает 6-8 месяцев. За этот период наши строители возводят жилой комплекс», – прокомментировал текущую ситуацию Талгат Ергалиев, председатель Союза строителей Казахстана.
Национальная палата неоднократно призывала государственные органы пересмотреть политику регулирования сектора долевого строительства и оптимизировать действующие требования для получения разрешений на привлечение денег дольщиков.
«В целом, НПП поддерживает инициативу МИИР и КЖК по совершенствованию законодательства о долевом строительстве. Мы считаем, что предлагаемые поправки требуют доработки и согласования с профильными союзами и ассоциациями. В данный момент мы видим, что основная масса долевого строительства реализуется в крупных городах страны: Нур-Султане, Алматы и Шымкенте. Снижение требований для участия в «долевке» однозначно увеличит количество заинтересованных строительных компаний. В то же время, бизнес необходимо стимулировать к осуществлению деятельности в рамках правового поля, предложить такие механизмы и способы, в которых им будет выгодно работать. Мы еще раз обсудим данные поправки с отраслевыми ассоциациями и союзами и, по итогам, направим согласованную позицию уполномоченному органу», – прокомментировал Данияр Молкенов, эксперт департамента строительства и земельных отношений Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».
Справочно:
В соответствии с действующим законодательством, застройщики, в ходе строительства жилья, могут привлекать деньги граждан/дольщиков в трех случаях:
• при наличии гарантии Единого оператора (КЖК);
• с разрешения акимата, при участии в проекте БВУ;
• с разрешения акимата, после возведения каркаса.
В каждом из трех случаев определены требования к застройщику и к его строительной деятельности. К примеру, он должен:
иметь опыт реализации жилых домов не менее 18 тысяч кв. м. при строительстве в городах республиканского значения, столице и не менее 9 тысяч кв. м. при строительстве в иных административно-территориальных единицах;
произвести оплату комиссии за рассмотрение документов и гарантийный взнос по договору о предоставлении гарантии;
иметь безубыточную деятельность за последние два финансовых года, согласно его финансовой отчетности, подтвержденной аудиторским заключением;
Также, застройщик создает уполномоченную компанию, которая организует строительство и реализует квартиры только одного жилого дома, имеет в наличии право на земельный участок, проектно-сметную документацию с положительным заключением экспертизы.
Кроме того, уполномоченная компания должна иметь только один банковский счет, деньги которого используются на основании актов выполненных работ, подтвержденных инжиниринговой компанией, а также, выплачиваются только по расходам, связанным со строительством и реализацией проекта.
Оставьте комментарий:
Комментарии: