astana-view

«Атамекен»: НПП выносит вопрос нарушений в госзакупках на правительственный уровень

23 Августа 2022
3497 просмотров

Фото: total.kz

Сегодня, во время zoom-конференции, организованной Национальной палатой по вопросу нарушений госзакупок в г. Шымкент, заместитель председателя правления НПП, Тимур Жаркенов заявил, что Национальная палата изучит вопрос в регионах, систематизирует данные и выйдет на правительственный уровень с предложением проработать вопрос ужесточения наказания. 

По мнению Тимура Жаркенова, в работу надо брать два варианта решения: вместе с юристами посмотреть, насколько подходит незаконная приостановка конкурсов под состав преступлений действующего законодательства либо вносить поправки по административному и уголовному наказанию в соответствующие Кодексы, чтобы ответственность за нарушения в государственных закупках не ограничивалось дисциплинарной ответственностью и увольнением «задним» числом.

«Относительно привлечения к уголовной или административной ответственности необходимо вносить соответствующие поправки в кодексы, но в кодексы поправки просто так не внесешь. Мы проработаем со всеми региональными представительствами палаты «Атамекен», насколько, возможно, что такие факты еще есть.  Посмотрим в оперативном порядке по крупным городам, Нур-Султану, Алматы, Караганде. Если, действительно, будут факты нарушений, пойдем на опережение. Если лазейкой в госсзакупках пользуются не только в Шымкенте, тогда и будем поднимать вопрос. НПП не вмешивается в вопросы привлечения к уголовной или адмответственности, но оставить такой вопрос без внимания –  не правильно», – подчеркнул Тимур Жаркенов.

О нарушениях законодательства в сфере государственных закупок в Шымкенте рассказала сегодня представитель Ассоциации электромашиностроителей Казахстана, Айгерим Сейдахметова. Она сообщила, что, «в 2021 году на веб-портале «Государственных закупок» по 30 конкурсам был выявлен организатор в лице управления госзакупок г. Шымкент, на основании личных приказов руководства об увольнении сотрудников, неоднократно приостанавливался прием заявок от потенциальных поставщиков».

Приказы, отметила Айгерим Сейдахметова, организатором прикреплялись на веб-портале во вкладке «решение суда» либо «решение уполномоченного органа», в данном случае это – департамент государственного аудита либо комитет внутреннего государственного аудита  министерства финансов. Организатор в данную вкладку размещал личные приказы и приостанавливал прием документов.  Таким образом, в конкурсах участвовали 2-3 поставщика, которые заходили либо в самом начале, либо в самом конце, в течение двух дней из 15 дней, из которых 13 дней конкурс был приостановлен и новые заявки не принимались, рассказала представитель отраслевой ассоциации.

Таким образом, отмечает Айгерим Сейдахметова, организатор нарушил законодательство в сфере государственных закупок, незаконно приостанавливая прием заявок потенциальных поставщиков, что подтверждается уполномоченным органом, письмами от комитета внутреннего государственного аудита министерства финансов и департамента внутреннего госаудита Шымкента.

«Какие поставщики побеждали? Два поставщика всегда допускались по этим конкурсам, один поставщик давал скидку в размере 1% от бюджета, второй победитель скидку не предоставлял. Он заходил под бюджет. Выигрывали поставщики, которые предоставляли маленькую скидку, тогда как в 2021 году демпинг в государственных закупках установлен по строительно-монтажным работам в 10%. Мы считаем, что государству был нанесен косвенный ущерб в виде упущенной выгоды в размере 9-10% от бюджета, то есть, если бы другие потенциальные поставщики смогли участвовать в этих конкурсах, они бы, в любом случае, предоставили скидку в 10% и государство смогло бы сэкономить. Мы поднимаем вопрос ответственности. Сейчас управление государственных закупок предоставляет такие письма: «мы уволили таких сотрудников, которые работали в 2021 году» и на этом все. Но на портале функционал так и работает. Возможно, сейчас, также, можно «баловаться». И за это им ничего не будет, только дисциплинарная ответственность», – заявила Айгерим Сейдахметова.

АО «Электромонтаж» направило в департамент Агентства по противодействию коррупции Шымкента обращение о привлечении к уголовной ответственности членов конкурсной комиссии. И получило ответ, в котором отмечается, что «правовые основания для регистрации отсутствуют». Сотрудников управления невозможно привлечь ни к административной ответственности, – отсутствует статья в КОАП РК, ни к уголовной –  нет прямого ущерба.

Заместитель председателя правления «Атамекен» Тимур Жаркенов отметил, что Нацпалата готова системно изучить проблему через региональные филиалы и выходить с ней на уровень кабмина для обсуждения вопроса устранения пробелов в законодательстве и ужесточения наказания для тех, кто выигрывает закупки антиконкурсными способами.

«Мы готовы вынести этот вопрос на правительственный уровень через соответствующее министерство. В данном вопросе куратором является Министерство финансов. Там, конечно, есть и другие документы», – отметил Тимур Жаркенов.

Тимур Жаркенов рассказал, что, по базовым цифрам, общий объем регулируемых закупок в Казахстане – более 13-14 трлн. тенге в год. Из них, порядка 5 трлн. тенге – это государственные закупки, 5 трлн тенге – это закупки недропользователей и порядка 3-4 трлн. тенге – регулируемые закупки через АО «Самрук-Қазына». Заместитель председателя правления НПП подчеркнул, что государство проводит масштабную работу по увеличению рабочих мест и развитию отечественных производителей, что является одной из основных задач Национальной палаты.

«Необходимо соблюдать баланс интересов: чтобы закупщики получали качественный товар и услуги, и развивались отечественные производители, шло увеличение внутреннего национального содержания. Некоторые производства уже имеются, это отлично, надо развивать дальше, нужны инвестиции, долгосрочное понимание, дальнейший план работ. Это невозможно без контрактных обязательств. Государство, в целом, нацелено на развитие направления. Понятно, что этот вопрос очень непростой, но необходимо в этом направлении развиваться. Перед государством стоит острая задача не просто по замещению импорта, а  по выходу на экспорт. Это такая, стандартная задача, но, к сожалению, она не совсем получилась за прошедшие годы. По примру недропользователей, есть товары, работы, услуги. По услугам там порядка 80% – доля местного содержания. Но, по товарам, общая цифра в районе 7-8%. Это – неправильно. Понятно, что у нас что-то не производится, но это – вопрос времени и подходов. Если мы пока не научились, это не значит, что мы не научимся завтра. Для этого должна быть грамотная государственная политика. Необходима работа над ошибками, мы вынуждены встречаться и обсуждать. Проблемы, они как были, так и остаются, к сожалению. Я приглашаю коллег подключиться к работе, будем проводить встречи, вырабатывать видение. Понятно, что последнее слово за государством.  Но, если не будет своего видения, если мы не будем озвучивать и продвигать свою повестку, вопросы, которые беспокоят бизнес Казахстана, тогда все это будет проблематично», – резюмировал Тимур Жаркенов.

 

 

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры