«Атамекен»: бизнес надеется на поддержку МВК в вопросе «городских» земельных участков сельхоз назначения
В рамках Регулирования с чистого листа бизнес вновь поднимает проблему освоения земельных участков сельскохозяйственного назначения в населенных пунктах. Без комплексного решения вопроса, заявляют в НПП «Атамекен», невозможно нормально развиваться и крупным городам, и бизнесу. Нацпалата выступает с предложениями, которые категорически не поддерживает Министерство сельского хозяйства. Спорный вопрос будет вынесен на рассмотрение Межведомственной комиссии. В «Атамекен» надеются, что МВК детально рассмотрит проблему и найдет взаимоприемлемое решение как для государства, так и для бизнеса.
Рабочей группой по пересмотру регуляторных актов в сфере земельных отношений в рамках «регулирования чистого листа» (экспертами от бизнеса) Министерству сельского хозяйства было рекомендовано внести изменения в статьи 9 и 105 Земельного кодекса РК, в части:
– освобождения от выплат за изменение целевого назначения земельных участков сельскохозяйственного назначения, включенных в черту населенных пунктов;
– освобождения от возмещения потерь сельскохозяйственного производства при изменении целевого назначения земельных участков сельскохозяйственного назначения, включенных в черту населенных пунктов.
Действующие требования по оплате в бюджет вышеуказанных платежей являются обоснованными, когда собственники земельных участков меняют целевое назначение земельных участков по своей инициативе.
Вместе с тем, «Атамекен» считает не справедливым, когда решение о включении земельного участка в черту населенного пункта принимает государство, а расходы за изменение его целевого назначения и возмещение потерь сельхоз производства должен нести собственник (землепользователь).
Справочно: Согласно статьи 105 Земельного кодекса РК, потери сельскохозяйственного производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, подлежат возмещению в доход бюджета в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества.
Владельцы таких земель оказываются в черте населенного пункта не по своей воле и желанию, а по решению органов государственной власти. После включения в черту населенного пункта, такие земельные участки должны использоваться строго в соответствии с его генпланом. Исполнение данного требования без изменения целевого назначения земельного участка невозможно.
Справочно: Земельный фонд Республики Казахстан в соответствии с целевым назначением подразделяется на 7 категорий, в том числе категорию земель сельхоз назначения и категорию земель населенных пунктов. Расширение территории земель населенных пунктов в основном осуществляется за счет прилегающих территорий, в том числе земель сельхоз назначения, которые могут находится на момент их включения в черту населенного пункта в собственности у юридических и физических лиц.
Таким образом, расширялась территория Астаны и других городов Казахстана. Так, Указами Президента РК, границы столицы менялись трижды: в 2000-ом, 2013-ом и в 2017-ом году, путем включения в городскую черту части земель Целиноградского и Шортандинского района Акмолинской области. По информации НПП, в настоящее время, в черте города имеется порядка 13 тыс.га сельхоз земель, из которых 7,5 тыс. га находящихся в частной собственности физических и юридических лиц.
Указанные выплаты в бюджет являются неподъемными для большинства предпринимателей. Отсутствие у собственников и землепользователей финансовых возможностей изменить целевое назначение таких земельных участков привело к тому, что указанные земли на протяжении многих лет остаются неиспользуемыми. Для инвесторов эти земли также являются не привлекательными, поскольку, наряду с затратами на их выкуп у собственников, им придется оплачивать в бюджет вышеуказанные платежи. Между тем, указанные средства инвестор мог бы направить непосредственно на реализацию своего проекта, а не на переоформление документов с сельхоз целей на коммерческие.
Государство, расширяя населенные пункты за счет прилегающих сельхозземель, должно автоматически относить эти земли к категории земель населенных пунктов и безвозмездно изменять их целевое назначение в соответствии с генпланом и ПДП, заявляют в «Атамекен».
Экспертной группой по вопросам развития предпринимательства при МВК по вопросам регулирования предпринимательской деятельности Правительства инициатива бизнеса поддержана. МСХ – против, поэтому соответствующий протокол разногласий будет вынесен на рассмотрение МВК.
Минсельхоз предложения НПП не поддерживает, считая, что освобождение от выплат за изменение целевого назначения таких земель нарушит принципы платности использования земли и приоритета земель сельхоз назначения, а также приведет к сокращению поступлений в бюджет, усилению процессов деградации сельхоз земель и выбытию из сельскохозяйственного оборота.
Нацпалата не согласна с такими доводами по следующим основаниям. Предложения касаются только тех земельных участков, которые ранее были землями сельхоз назначения, но выбыли из сельхозоборота в связи с включением их в черту населенных пунктов, по решению государственных органов. В данном случае, принцип приоритета земель сельхоз назначения не может быть применен, поскольку решение о переводе данных земель в категорию земель населенных пунктов уже принято.
По тем же основаниям «Атамекен» считает не корректными доводы об усилении процессов деградации сельхозземель, необоснованного их изъятия и перевода в другие категории, в результате чего значительно снизились объемы производства сельхоз продукции, поскольку предложения затрагивают только те земли, которые уже не могут использоваться для сельхоз производства, так как включены в черту населенных пунктов, генпланами которых ведение сельхозпроизводства не предусмотрено.
Руководствоваться принципом приоритета сельхоз земель должны были государственные органы, при принятии решения о расширении границ населенных пунктов за счет прилегающих к ним земель сельхоз назначения.
На основании данных решений такие земли не только выбыли из сельхоза оборота, но и не вовлечены в оборот в населенных пунктах, долгие годы продолжая оставаться неосвоенными в соответствии с генеральными планами и ПДП.
Предлагаемые бизнес-сообществом меры будут способствовать не только вовлечению земель в экономический оборот, развитию генеральных планов населенных пунктов, но и увеличению налогооблагаемой базы, созданию дополнительных рабочих мест и развитию предпринимательства.
Оставьте комментарий:
Комментарии: