astana-view

Негативное влияние маркировки обуви на импортеров, розничных продавцов и конечных потребителей в Казахстане

01 Марта 2023
8777 просмотров

Острой проблемой для импортеров и розничных продавцов является маркировка обуви контрольно-идентификационными знаками (QR-кодами с уникальными номерами). Это связано с высокой затратностью, сложностью и трудоемкостью процесса. В тот момент, когда в стране идет борьба с ростом цен, маркировка, наоборот, в конечном итоге ляжет дополнительными издержками на плечи рядовых потребителей. Когда мы говорим, что «жадные предприниматели наживаются на гражданах», мы должны начать понимать, что именно государственное регулирование создает предпосылки для высоких цен на товары народного потребления. Об этом и других изменениях по маркировке обуви рассказал Управляющий директор Департамента торговли Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Асет Айтбаев.

Сторонники маркировки продолжают утверждать о целесообразности и пользе применения данного инструмента как для общества, так и для государства. Уже появились многочисленные консультанты и помощники для нового в Казахстане процесса.

В свою очередь, бизнес в лице импортеров и розничных реализаторов безустанно продолжает приводить доводы о нецелесообразности маркировки, но остается неуслышанным и отвергнутым. Невольно задаешься вопросом, а работает ли концепция «слышащего государства» на деле?

1 апреля 2023 года истекает срок продажи немаркированных остатков обуви, завезенных до 1 ноября 2021 года, и с истечением срока отсрочки и без того актуальная проблема бизнеса требует ее незамедлительного решения.

Чем оправдано внедрение маркировки, существуют ли другие инструменты, призванные решить проблемы, поставленные перед маркировкой?

С позиции сторонников маркировки (государство, отечественные производители и Оператор маркировки – АО «Казахтелеком») автоматизированная информационная система, предназначенная для обеспечения процессов маркировки товаров, позволит сформировать реальную картину в отрасли и будет способствовать принятию оптимальных управленческих решений. Предполагается, что маркировка позволит очистить рынок от контрафакта, увеличит налоговые и таможенные платежи.

Однако, решение проблем с контрафактом уже возложено на таможенные органы и не должно решаться усилиями бизнеса.

Сегодня реализованы системы контроля товарооборота, оптовое звено прозрачно из-за камеральной сверки у контрагентов электронных счет-фактур, то есть налоговым органам уже прозрачны товаропотоки.

С импортом контрафактной продукции борется таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС).

Какова позиция импортеров и розничных продавцов обуви?

Несмотря на все радужные перспективы внедрения маркировки, консолидированная позиция импортеров и розничных продавцов обуви заключается в отмене маркировки либо в переводе ее на добровольную основу.

Данная позиция вызвана тем, что маркировка требует финансовых затрат, исполнения излишних, дублирующих и неэффективных требований, а также возложением на плечи предпринимателей несвойственных функций государства по борьбе с контрафактом и теневым оборотом.

Маркировка обуви будет бить даже по мелким розничным точкам.

Базовые затраты, по сведениям обувной розницы, связанные с исполнением требований по маркировке обуви, на одну торговую точку составляют порядка 1 194 500 тенге (при среднем обороте в 5 тысяч пар обуви).

При этом чем крупнее производитель/импортер, тем дешевле на единицу продукции ему будет маркировка. То есть сторонники маркировки в лице отечественных производителей обуви не достигнут результата – импорт не остановится, поскольку всегда будут экономически проигрывать зарубежным производителям и крупным импортерам.

Импортеры и розничные продавцы не против цифровизации или контроля товарооборота, предприниматели призывают к оптимальному регулированию путем совершенствования действующих инструментов контроля и исключению излишнего и дублирующего инструмента маркировки.

Как повлияет применение маркировки на потребителей и как отразится на конечной стоимости обуви?

На фоне современных экономических вызовов, в том числе инфляции (в декабре 2022 года годовая инфляция составила 20,3%), маркировка способствует повышению цен на обувь и соответственно повышению социальной напряженности среди населения.

Применение маркировки будет способствовать снижению ассортимента для потребителей в сегментах самой дешевой и массовой и дорогой обуви.

Малые предприниматели уже сталкиваются с необходимостью найма дополнительных сотрудников, их экономическая деятельность становится невыгодной, в результате они будут постепенно закрываться.

Сомнительным кажется и то, что потребителям будет доступна только оригинальная обувь от производителя, поскольку посредством маркировки наоборот возможна легализации контрафактной обуви. Нет никакой разницы на какую обувь будет нанесено средство идентификации (маркировка) если за него будет уплачено.

Для граждан не усматривается большой пользы от сведений, предусмотренных маркировкой, из-за того, что данная информация фактический уже указана на коробках с обувью, нет необходимости ее дублировать.

Какова позиция Департамента торговли к проблеме маркировки обуви?

С точки зрения Департамента торговли, маркировка не добавляет товару ценности, для предпринимателя становится большой проблемой, а для потребителя – ненужным ростом расходов.

Маркировка не отменит действующую схему распространения контрафакта. Она лишь увеличит стоимость легальной продукции, а серые товары будут еще более привлекательными по цене.

Все вышерассмотренные аспекты могут спровоцировать обратный эффект в виде социальной напряженности из-за дороговизны и недоступности обуви, а обувь – это как известно не прихоть обладания последним iPhone, а повседневная необходимость.

Для построения эффективной модели регулирования товарооборота, необходимо трезво оценить результаты действующего регулирования, исключить дублирующие инструменты контроля, такие как маркировка, перевести ее на добровольную основу.

 

Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры