Бизнес не согласен с позицией уполномоченного органа о монополизации рынка
Комитет автомобильных дорог МИИР РК предложил присваивать условную скидку в размере 0,5% за наличие налоговой регистрации компании в регионе заказчика, 0,01% за наличие собственной дорожной техники и снижение условной скидки («отрицательное значение») на 0,1% за каждый действующий у потенциального поставщика договор. Однако субъекты бизнеса с позицией уполномоченного органа о монополизации рынка не согласны и приводят свои аргументы и цифры.
На площадке НПП «Атамекен» прошло совещание с участием представителей Комитета автомобильных дорог МИИР РК, отраслевых ассоциаций и других участников сферы строительства по обсуждению предложений госоргана в Правила закупок квазигосударственного сектора.
Заместитель председателя Комитета автомобильных дорог Жамбул Бактияр презентовал предложения по присвоению условной скидки в размере 0,5% за наличие налоговой регистрации компании в регионе заказчика, 0,01% за наличие собственной дорожной техники и снижению условной скидки («отрицательное значение») на 0,1% за каждый действующий у потенциального поставщика договор. По его словам, данные предложения выработаны для решения проблемы монополизации в автодорожном строительстве, а также повышения качественного строительства автодорог и их дальнейшего гарантийного обслуживания и содержания.
«Компании, участвующие в закупках, набирают объемы в разных регионах, без наличия собственной техники и трудовых ресурсов, не учитывая свои фактические возможности по их выполнению, а потом нанимают региональные компании на субподряд. В итоге возникают проблемы низких заработных плат и качества дорог», – утверждает Жамбул Бактияр.
Вместе с тем, субъекты бизнеса с позицией уполномоченного органа о монополизации рынка не согласны и приводят свои аргументы и цифры.
Так, проведенный Ассоциацией автодорожников Казахстана анализ конкурсов за 2020-2022 года на предмет наличия монополии на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог показал отсутствие монопольного положения отдельных дорожных компаний. При этом, в 50% случаев закупки не состоялись по причине нерентабельности проектов.
К примеру, в 2020 году из 144 лотов не состоялись 81 конкурсов, в 2021 году из 179 лотов не состоялись 86 конкурсов, в 2022 году из 106 лотов не состоялись 48 конкурсов. Основная проблема – это нерентабельность проектов, по которым Заказчикам приходится привлекать компании, ранее строившие дороги (зачастую непрофильные компании).
В то же время, разработчиком поправок не были предоставлены аналитические и расчетные данные, которые послужили основанием для разработки предлагаемых поправок.
«О какой монополии может идти речь, когда на этом рынке практически отсутствует конкуренция, нет потенциальных участников закупок, никто не идет на эти конкурсы», – с негодованием отмечает заместитель председателя Ассоциации автодорожников Казахстана Дархан Рахимов.
По его словам, предложения уполномоченного органа могут быть актуальны для закупок Минфина, а в закупках «Казавтожол» картина совсем другая, что подтверждается проведенным Ассоциацией анализом. По его мнение, здесь должен быть акцент на качество строительства дорог.
При этом, участники совещания соглашаются с тем, что есть вопросы в части монополизации рынка по техническому надзору за строительством дорог. Cогласно анализу Ассоциации автодорожников к примеру, в 2022 году было объявлено 50 конкурсов на общую сумму 1,8 млрд. тенге. В конкурсах приняли участие 15 компаний, 3 из которых выиграли на 1 млрд. тенге. За 2023 год из 12 объявленных по стране конкурсов 4 выиграла одна компания. По мнению строительных компаний, эти цифры показывают отсутствие прозрачности входа на рынок компаний технадзора и их нахождения на месте проведения работ.
В свою очередь, Ассоциация автодорожников предлагает свои пути решения имеющихся проблем. Бизнес предлагает дать приоритет казахстанским компаниям по отношению к иностранным, смягчить квалтребования к ним, чтобы они могли участвовать наравне с иностранными компаниями, предоставив всем равные условия.
«В международной практике наоборот поддерживают отечественные компании, предоставляют им преференции компаниям по отношению к иностранным. Государство идет на защиту интересов местных субъектов рынка и создание среди них добросовестной конкуренции. Однако, в нашем случае происходит кардинально противоположная ситуация, когда к казахстанским компаниям в Республике Казахстан применяются разные преференции, что не допустимо в рамках единого государства», – считает Дархан Рахимов.
Также Ассоциация застройщиков Казахстана и Союз дорожно-строительных, инжиниринговых организаций «Орталық» отметили возможность введения таких преференций в среднем ремонте дорог, где региональные компании не могут конкурировать с компаниями с других регионов.
Бизнес отмечает о наличии серьезных проблем с некачественным планированием и несвоевременным финансированием проектов, запаздыванием начала работ по подведению инженерных сетей, в следствии чего подрядчикам приходится по несколько лет ожидать подведение ИКИ.
В случае принятия предлагаемых поправок, наличие указанных проблем негативно отразится на дорожно-строительных компаниях, поскольку за каждый такой имеющийся и незавершенный договор компания получит минус 0,1% от условной скидки.
Представитель Комитета автомобильных дорог согласился с наличием несогласованных действий между управлениями акиматов, необходимостью разработки регламента поэтапности и последовательности проведения закупок, выразил готовность рассмотреть озвученные бизнес-сообществом предложения. По итогам совещания достигнута договоренность о проведении повторного обсуждения, с презентацией уполномоченным органном анализа по закупкам автодорог и актуализированных с учетом озвученных замечаний бизнеса предложений.
Оставьте комментарий:
Комментарии: