astana-view

Жанибек Алькеев: благодаря НПП «Атамекен» нас услышали

29 Июня 2023
4789 просмотров

Алтын-Эмель: четвертый визит-центр открылся в Казахстане. Кто и как развивает экологический туризм в казахстанских национальных парках, как создавалась туристическая инфраструктура в них, рассказал управляющий директор компании по развитию экологического туризма в национальных парках "Чарын" и "Алтын- Эмель", «Иле-Алатау» - Qazaq National Parks - Жанибек Алькеев.

- Визит-центр Алтын Эмель – не первый Ваш проект?

- Визит-центр Алтын-Эмель - это уже четвертый по счету визит-центр, который открыла наша компания. Первый был "Аюсай", более двух лет назад возведенный в Иле-Алатауском национальном парке, потом был Тургенсай в Тургеньском ущелье. Три месяца назад мы открыли визит-центр в Чарыне, теперь  -  Алтын-Эмель.

- Как возникла идея создания визит-центров? 

- В других странах визит-центры уже давно работают для обслуживания туристов. Ведь туристам, посещающим национальные парки, необходима инфраструктура. Когда-то желание развивать экотуризм исходило от государства, но что-то не сильно двигалось. Александр Гужавин предложил и защитил государству проект развития экотуризма через создание туристкой инфраструктуры в национальных парках Алматинской области, так все началось. В результате за два с лишним года назад появился первый визит-центр "Аюсай" в Иле-Алатау, позже в консорциуме с Республиканским общественным объединением "QazaqGeography" мы выиграли тендер в "Чарыне" и "Алтын-Эмеле".  

Открытию визит-центра в Национальном парке Алтын-Эмель предшествовала большая работа: проводили общественные слушания, где рассказывали о проведенной оценке воздействия на окружающую среду. Показывали, рассказывали общественности и обсуждали, влияние туристических объектов и какие могут быть последствия для природы. Нужно отметить, что они, конечно, есть. Но – минимальны!

- Сколько времени понадобилось, чтобы воплотить идею создания визит-центра Алтын-Эмель в жизнь?

- Около двух с половиной лет.  Необходимо было пройти все исследования: предварительную оценку воздействия на окружающую среду; подготовку технических документов по возведению; все необходимые расчеты; потом еще раз провели финальную оценку воздействия инфраструктуры на окружающую среду. Это достаточно длительный процесс. В это время в стране поменялось экологическое законодательство. Пришлось пройти экологический скрининг, он тоже занял несколько месяцев. Теперь, учитывая накопленный опыт, следующие наши проекты займут намного меньше времени.

- С какими трудностями при реализации проекта Вы сталкивались и как удалось их преодолеть?

- Трудностей, конечно, было немало. В первую очередь – удаленность данных территорий, не было инженерной инфраструктуры – воды, электричества, связи. Поэтому на Чарыне, в первую очередь, совместно с KCell мы поставили вышку, для которой установили солнечные панели, так как не было электричества. В целом, обеспечение объектов электроэнергией является обязательством государства, но по разным причинам этого не произошло. За счет своих средств мы провели линию электропередач (ЛЭП) на Чарыне и на Алтын-Эмеле. В свое время это было сделано в Тургенсае и Аюсае. В Чарыне вода у нас привозная… В Алтын-Эмеле за свой счет пробурили скважину для воды.

Очень важно, чтобы инженерная инфраструктура обеспечивалась государством или были механизмы возмещения расходов предпринимателям. Но, к сожалению, пока нет готовых механизмов. Совместно с НПП «Атамекен» мы обсуждаем эти вопросы с госорганами и пытаемся найти возможности, чтобы как-то возместить наши затраты на ЛЭП. Если эти вопросы удастся урегулировать законодательно, то это будет хорошая помощь не только нам, а бизнесу в целом, всем будущим инвесторам – они смогут заходить на подобные объекты и развивать туризм.

Сам лично я проводил много переговоров с министерствами и ведомствами, но нас, к сожалению, не всегда слышат. Благодарен за поддержку со стороны НПП «Атамекен», на их площадке собирали рабочие группы, где мы имели возможность обсуждать в рабочем порядке проблемы. Уверен, что совместными усилиями мы достигнем результатов для поддержки предлагаемых бизнесом проектов.

- Расскажите, пожалуйста, более подробно о визит-центре, новшествах использованных в проекте? Что успели уже сделать, что еще планируете?

 - Визит-центр – это ворота в национальный парк, где туристы могут получить консультации по существующим маршрутам, прослушать лекции по безопасности пребывания на природе, перекусить и сходить в туалет. Самым любознательным туристам мы можем показать новые тропы в сопровождении наших экскурсоводов. Также рядом с визит-центром есть места для проживания: кемпинги и глэмпинги. В глэмпингах для удобства гостей созданы помещения уровня гостиничного номера с удобствами, с климатконтролем, душем. 

Во всех нацпарках есть места с краснокнижными растениями, ареалы животных. Прежде, чем начать что-то возводить, мы проводили исследования совместно с ведущей компанией по биоразнообразию в Казахстане «АСБК». Наши объекты принципиально отличаются, от привычных всем домов – это легковозводимые конструкции. Объекты устанавливается на специальных бетонных блоках, т.е. бетон не заливаем в землю. Если когда-либо нам скажут уйти или перенести объект, то мы сможем разобрать их, а природа останется в том же состоянии, как и была.

Мы устанавливаем специальные биосептики, в которых бактерии производят очистку отходов жизнедеятельности, в результате выходит на 97% очищенная вода. Ею можно поливать растения.

Для отопления и подогрева воды мы используем альтернативные источники - солнечную энергию.

- Сколько рабочих мест появилось благодаря открытию Визит-центра?

 - Каждый объект индивидуален. На каждом объекте трудятся в среднем до 10-15 человек. Но в зависимости от сезона и количества туристов увеличивается и количество сотрудников. Наша цель – принимать туристов круглогодично. Вообще, самые активные периоды – весна и осень.

Наши гиды-эксурсоводы говорят на казахском, русском и английском языках. Сейчас появляется больше туристов из Китая, поэтому будут экскурсии и для китайских гостей. Опять же отмечу, что эта индустрия требует много вложений в человеческий капитал – надо найти человека, обучить его, развивать, и еще сотрудники должны знать несколько языков. Удаленность объектов от города создает определенные сложности – сотрудников нужно доставлять к месту работы, организовать комфортные условия для проживания и полноценное питание. Это дополнительная финансовая нагрузка.

- Какие виды отдыха наиболее привлекают отечественных и иностранных туристов?

- Основная задача -  показать туристам природу. Другой вопрос, как ее показать. Мы придумываем новые туры и маршруты, т.е. пребывание на природе мы наполняем новым смыслом. Например, на Чарыне очень красивые закаты и рассветы, мы способствуем, чтобы люди могли увидеть их. Ночью, в природных условиях нет светового загрязнения, соответственно небо чистое и очень хорошо видно звезды, видя это, мы решили купить телескоп и показывать туристам звезды, разработали Астротур.

В Алтын-Эмеле есть очень красивые места: сакские курганы, сакские петроглифы – там организуем туры с шаманом, они популярны у туристов.

Например, вечерний костер тоже вызывает живой интерес, помогает проникнуться моментом...

- Что предусмотрено для детей?

- Дети, в первую очередь, те туристы, которым мы хотели бы показать всю красоту природы. На территории Визит-центра Аюсай создана специальная тропа, которая называется «Мын коз».

В горах есть много камней, и художник Санжар Жубанов нанес рисунки животных в виде петроглифов, далее мы оформили все в интересный рассказ и показываем детям. На этой тропе проводим квесты. Детям очень нравится, потому что мы можем сразу рассказать о животных- обитателях гор Иле-Алатау - барсах, оленях, медведях, рысях и других.

 

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры