Как заполнить торговые полки казахстанским товаром?
НПП «Атамекен» запускает рубрику «Мнение», в которой эксперты смогут представить свое видение по вопросам бизнеса.
Союз торговых сетей представляет интересы основных игроков организованной розницы в РК. Зампредседателя правления Союза торговых Ерлан Жайлаубай в своем комментарии отметил, что основные игроки рынка – ретейлеры – ведут прозрачный бизнес, и как налогоплательщики, выполняют перед государством все свои обязательства. Организованная торговля обеспечивает порядка 70 тысяч рабочих мест.
Комментируя вопрос о том, почему полки супермаркетов полны зарубежных товаров, он ответил, что «никто намеренно не препятствует деятельности отечественных товаропроизводителей».
«На самом деле основная наша стратегическая задача – это полностью обеспечить предпочтение своего клиента. То есть, если товар пользуется спросом у потребителей, то он обязательно будет на полке», - говорит он.
По его словам, есть широкая линейка товаров, которая не производится в Казахстане и поэтому они завозятся из-за рубежа. Это та же бытовая техника, эксклюзивная продукция и другое.
В большинстве своем казахстанские товары доминируют в сегменте продуктов питания.
«В среднем у больших торговых сетей, у Magnum, Small, у них в среднем порядка 1,5 тыс-2 тысяч поставщиков. Из них более половины казахстанские, которые подразделяются на производителей и дистрибьюторов. В продуктовом сегменте их доля составляет от 50 до 60%. У крупных сетей – это 700-800 стабильных поставщиков отечественной продукции», - говорит он.
Ерлан Жайлаубай считает, что ниша, которую можно было бы занять нашим производителям, – это бытовая химия.
«У нас, вы сами понимаете, огромным спросом со стороны покупателей пользуются детские подгузники, памперсы. И таких примеров много. Это те ниши, в которые могли бы пойти наши товаропроизводители. Понятно, что при этом нужно трезво оценивать свои риски и сколько времени, усилий, финансов нужно, чтобы выйти на безубыточный уровень», - говорит он.
Что касается производителей сахара, масложировой продукции, которые порой жалуются на дискриминацию в торговых сетях, то объем их продаж в сетях не так высок по той причине, что их основной канал сбыта – рынки и магазинчики у дома, говорит он.
Отвечая на вопрос по поводу представленности товаропроизводителей на полках сетей, зампред союза, также считает необходимым принятие в стране Программы по развитию торговли. «В этом отношении у нас есть понимание с Министерством торговли и интеграции, и от НПП «Атамекен» мы ощущаем поддержку», - говорит зампредседатель союза.
Эта программа могла бы решить несколько вопросов: это и обеспечение казахстанцев продовольствием, предоставление больших возможностей для отечественных товаропроизводителей.
В качестве сдерживающего фактора развития торговли в Казахстане он назвал высокую стоимость денег на рынке.
«Высокая стоимость денег не позволяет с оптимизмом смотреть на будущее и инвестировать активно в развитие. Особенность наших казахстанских сетей в том, что они созданы полностью на частные деньги, которые привлекались в банках второго уровня под рыночные условия. Никакой поддержки до недавнего времени со стороны государства, как таковой не было. Системной мерой могло бы стать предоставление льготных грантов, натурных, в виде земельных участков, подведения инфраструктуры. Ничего уникального мы не придумываем. Это реальность, с которой мы ежедневно сталкиваемся», - говорит он.
При этом наш спикер отмечает, что несмотря на это свои стратегии ретейлеры рассматривают с точки зрения роста, потому что на сегодня в Казахстане нет ни одной торговой сети, которая бы работала на всей территории страны.
«У нас в основном все региональные торговые сети. Причина в дальнем расстоянии между городами, низкая плотность населения. Это накладывает определенную нагрузку и затраты с точки зрения логистики и обеспечения товарным запасом», - добавил Ерлан Жайлаубай.
Мнение спикеров в рубрике «Эксперт» не всегда совпадает с позицией НПП «Атамекен» по тем или иным вопросам
Оставьте комментарий:
Комментарии: