О проблемах курортной зоны озера Балхаш рассказал Юрий Огай
Предприниматели в сфере туризма на побережье курортной зоны озера Балхаш обращаются к правительству с просьбой об оказании содействия в принятии на баланс акимата (КГП «Балхаш Су») на безвозмездной основе канализационных инженерных сетей, в которые вложено около 175 млн. тенге предпринимателями.
- Расскажите о своем бизнесе, о туристических объектах курортной зоны озера Балхаш.
- Я представляю базу отдыха «Жемчужина» и выступаю от лица всех предпринимателей, осуществляющих услуги в сфере туризма на побережье курортной зоны озера Балхаш, входящей в ТОП-10 приоритетных туристических мест в Казахстане.
Озеро Балхаш занимает 14-ое место в мире по своей площади и 2-ое место в Казахстане, имеется удобная транспортная логистика - авто, авиа, железнодорожная.
На сегодняшний день у нас имеется несколько туристских инвестиционных проектов.
Мы, предприниматели, готовы вкладывать деньги, строить новые объекты, расширять существующий бизнес, учитывая имеющийся потенциал и растущий спрос на внутренний туризм.
Так, на базе отдыха «Жемчужина», в которую на данный момент уже вложено более 350 млн. тенге за 15 лет, планируем масштабное расширение.
Например, база отдыха «Танго» имеет рабочий проект СМР на 880 млн. тенге по ценам 2020 года, на 200 койко-мест, с созданием более 85 рабочих мест. Базами отдыха «Самал», «Барковское», «Лафа», «Оазис», «Нурбахыт» вложено более миллиарда тенге и запланировано дальнейшее вложение инвестиций.
Отмечу также, что эти базы отдыха на побережье залива Бертыс являются буферной экологической зоной, поскольку находятся в 2 км от Балхашского медеплавильного завода и Балхашской ТЭЦ.
- Почему при растущем спросе на внутренний туризм предприниматели не спешат расширять зоны отдыха?
- Одной из проблем, не требующей финансовых вливаний со стороны государства, является то, что канализационные инженерные сети протяженностью 3,5 км, уже 9 лет не могут получить законный статус.
В строительство канализационной сети, технологически приемлемой для всех баз отдыха и для побережья, предпринимателями вложено около 175 млн. тенге. Но поскольку канализационная сеть находится на водоохранной полосе, ее не принимает на баланс КГП «Балхаш Су». В этом вопросе много препон. Между тем собственными силами предпринимателей мы содержим в чистоте все пляжное побережье.
Также для курортного побережья необходимо стабильное электроснабжение до 400 кВт на каждую базу отдыха и освещение береговой линии. Конечно же, стабильная подача широкополосного интернета для туристов в летний сезон тоже очень важна.
Одним из важных моментов для развития туризма также является удобная инфраструктура на побережье. В настоящее время мы не можем предоставлять комфортные условия для питания туристов на побережье, поскольку действует условие границ водоохраной полосы не менее 150 м. Для перекуса или покупки напитков отдыхающим необходимо «прогуляться» до ближайших от озера кафе, баров, ресторанов не менее 200-300 метров, чтобы утолить жажду или купить ребенку какую-то еду. Для удобства отдыхающих ближе к воде мы можем только поставить временные навесы или шалаши, которые можно убрать при необходимости, не неся больших затрат. Поэтому, если бы на уровне правительства была проведена корректировка раздела границ водоохраной полосы до 25-35 м, вместо существующих 150 м, то появились бы новые возможности для дальнейшего расширения имеющегося бизнеса и строительства новых баз отдыха и инфраструктуры.
Между тем, данные стандарты были заложены десятки лет назад, когда протяженность береговой линии считалась с учетом штормовой волны, затопления и разливов. Но Балхашу это не грозит: озеро спокойное, по крайней мере уже 30 лет и береговая линия никак не изменялась.
Также отмечу, что предприниматели в сфере туризма, как никто другие, заинтересованы в сохранении первозданной природы и поддержании чистоты, ведь именно на эти моменты и обращают внимание туристы при выборе места отдыха.
- По Вашему мнению, решив эти проблемные вопросы, турпоток на Балхаш может увеличиться в разы?
- Конечно, решение вышеперечисленных проблем будет способствовать активной застройке инвесторами современных зон отдыха, увеличению турпотоков до 5 раз и созданию более тысячи рабочих мест. Но я бы отметил также и то, что мы являемся огромным экологическим барьером по зеленому насаждению. Ведь рядом с туристическим побережьем, на расстоянии 2 км, находятся медеплавильный завод и ТЭЦ. В зоне Балхаша нет чернозема, и для озеленения территорий мы создаем газоны, выращивая траву, цветы, деревья – клены и сосны преимущественно. Но, к большому сожалению, до 20-40% растений не приживаются и погибают ежегодно из-за выбросов серного газа и зольной пыли, которые оседают на растительности наших зон даже через залив. Вместе с тем раньше, здесь, на Балхаше, даже Ботанический сад был. Но для этого необходима и тесная связь бизнеса с наукой, чего, к сожалению, сейчас нет. Поэтому необходимо найти селекционный материал, который был бы устойчив к имеющимся природным условиям. Это также можно сделать, с участием Министерства сельского хозяйства, у которого есть возможность предложить или разработать селекционный материал, адаптированный к нашим условиям, который бы создавал природную фильтрацию кислорода. Но только лишь своими силами бизнес не сможет это сделать. Мы покупаем за собственные средства растения в частных питомниках, экспериментируем, даже магнолии пытались развести, но растения погибают.
Также, по опыту других стран, можно улучшить и качество побережья и пляжей. Природная пляжная зона Балхаша каменистая, это скальные камни. Сезон летнего отдыха довольно короткий. Мы готовы вкладываться, но для бизнеса весьма затратно приобретение земснаряда, предназначенного для очистки пляжного дна от камней и облагораживания пляжной зоны песком, который можно привозить с других диких пляжей побережья Балхаша. Ранее земснаряд был у корпорации «Казахмыс», но он вышел из строя и восстановить его нет возможности. Мы вели переговоры с корпорацией «Казахмыс» о возможности приобретения земснаряда в частном порядке через государство. Но пока этот вопрос также остается только на уровне переговоров.
- Выше Вы говорили, что у Балхаша имеется удобная транспортная логистика - авто, авиа, железнодорожная. Так ли это на самом деле? Ведь не секрет, что казахстанцы чаще выбирают зарубежные курорты из-за трудностей с приобретением железнодорожных и авиабилетов по стране?
- Не могу не согласиться с этим мнением. Пока не будет завершено строительство автодороги Алматы-Караганда, туристам трудно добираться своим ходом до Балхаша. Конечно, к нам летают небольшие самолеты АН-24, но данных авиарейсов недостаточно и летом особенно ощущается их острый дефицит. Кроме того, увеличение прямых рейсов ж/д транспорта по направлению Алматы-Балхаш-Астана, и запуск прямых ж/д рейсов в г. Балхаш из Алматы и Астаны способствовали бы предпочтению туристами именно внутреннего туризма, в частности, озера Балхаш.
Оставьте комментарий:
Комментарии: