astana-view

В НПП обеспокоены неправомерными сборами за хранение грузов в ЖД перевозках

20 Ноября 2023
8674 просмотров

Вопросы неправильного применения нормативно-правовых актов в сфере грузовых железнодорожных перевозок остаются актуальными в кругах отечественных предпринимателей. Несмотря на рассмотрение этой проблемы на различных платформах и заседаниях, конкретное решение так и не было найдено.  Аргументы в пользу неправомерности двойных сборов озвучил заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Мурат Амрин на совещании по рассмотрению проблемных вопросов бизнеса в железнодорожных грузоперевозках с представителями ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки», Транспортной прокуратуры, Министерства транспорта, Министерства юстиции  и бизнес-сообщества.

На сегодняшний день грузоотправители и операторы подвижного состава сталкиваются с двойным начислением "штрафов" за один и тот же случай: во-первых, за простой вагонов на магистральных и станционных путях, возмещая платежи перевозчику за использование этих путей, и во-вторых, за хранение грузов.

Национальный перевозчик грузов ТОО «КТЖ - Грузовые перевозки» (далее – КТЖ-ГП) применяет дополнительный сбор за хранение грузов во всех случаях простоя вагонов, независимо от причин простоя и места его осуществления. Однако же, Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 2 августа 2019 года № 612, предусматривают исчерпывающий перечень случаев взыскания со стороны перевозчика данного сбора.

Взимание сбора за хранение груза, согласно указанным правилам, допустимо только в трех случаях. Однако начисление данного сбора на порожние вагоны, которые не погружаются и не выгружаются, а также на грузы в вагонах или контейнерах, не простаивающих на станционных путях, нарушает предусмотренные правилами ограничения.

Добавляется к этому неоднозначная позиция уполномоченного органа в сфере транспорта, которая поддерживает практику КТЖ-ГП начислять этот сбор во всех ситуациях. Это ставит в противоречие действующую норму, и предложения, направленные на исправление ситуации, остаются без должного внимания и рассмотрения. Однако Министерство транспорта все же запросило у КТЖ-ГП данные о практике применения десятикратных сборов до 48 часов, чтобы понять, как эти сборы будут влиять на представителей бизнеса. По словам главного эксперта Комитета железнодорожного и водного транспорта Актана Асилбекова, без этих цифр госорган не примет окончательного решения.

Кроме того, наблюдается учащение случаев нарушения сроков доставки грузов со стороны КТЖ-ГП, что приводит к ситуациям, когда вагоны прибывают на станцию назначения с задержкой, не оставляя грузополучателю времени на оперативное принятие этих вагонов. В результате возникает двойное начисление обсуждаемых сборов, создавая финансовые нагрузки для грузополучателей.

Главный менеджер Департамента коммерческой работы с грузами ТОО «КТЖ-ГП» Саламат Абжалиев обратил внимание на то, что сборы КТЖ-ГП применяются только в тех случаях, когда простои происходят по причинам, зависящим от грузополучателя. 

«При этом, договор перевозки считается исполненным, когда мы его сдадим по приемо-сдаточным документам, но что нам делать, если груз не забирают 7 суток?», - задался вопросом спикер. 

Однако, по словам заместителя председателя НПП «Атамекен» Мурата Амрина, есть и другие причины простоя вагонов, в том числе и по линии КТЖ-ГП. 

«К примеру, подъездной путь грузополучателя вмещает 20 вагонов, он выставляет сроки для КТЖ-ГП согласно своему плану – 1 числа месяца доставить 20 вагонов и 30 числу месяца еще 20. Но когда КТЖ-ГП не соблюдает требования по срокам доставки, и с интервалом в 5-10 дней направляет на подъездной путь все 40 вагонов, то естественно грузополучатель просто не может их вместить. И потом он получает штраф. Этот вопрос мы тоже просим внимательно рассмотреть. 

Для разрешения данной проблемы представляется необходимым проведение экспертизы положений Правил на предмет их однозначной интерпретации, а также соответствия данным норм Закона РК «О правовых актах». При этом важно инициировать анализ регуляторного воздействия действующих правил, регламентирующих сбор за хранение грузов при перевозке железнодорожным транспортом вместе с Министерством национальной экономики РК.

Данная ситуация требует внимания и оперативного решения, чтобы обеспечить справедливые и законные условия для всех участников железнодорожных перевозок, уменьшив финансовые бремена на предпринимателей и грузополучателей.

Так, по итогам встречи были достигнуты определенные договоренности. В части пересмотра дифференциации сроков применения увеличенного сбора за хранение было решено, что ТОО «КТЖ Грузовые перевозки» в срок до 23 ноября 2023 года представит информацию в МТ РК и НПП РК «Атамекен» по рынку грузополучателей, обеспечивающих принятие груза в течение 48 часов, и для которых предложено установить сбор - с 25 часа по 48 час включительно, в двукратном размере с указанием наименования грузополучателей и взысканную сумму сборов согласно тарифному прейскуранту Перевозчика, а также об объемах взысканных штрафов (10) за 2021-2023 годы.

По итогам проведенного анализа влияния на рынок грузополучателей МТ РК совместно с НПП «Атамекен» рассмотрят вопрос по принятию проекта дифференциации применения десятикратного сбора с внесением соответствующих изменений в «Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом».

Касательно возможности АО «НК «КТЖ» заключения Типовых договоров между перевозчиком и экспедитором на осуществление перевозок грузов в международном и транзитном сообщении Министерству транспорта было рекомендовано принять соответствующий приказ о продлении действия приказа МИИР РК от 12 апреля 2023 года № 243 для заключения Типовых договоров между перевозчиком и экспедитором на осуществление перевозок грузов в международном и транзитном сообщении на 2024 год.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры