astana-view

Необходима Стратегии развития электроэнергетической отрасли в целом

05 Марта 2024
2897 просмотров

Представители НПП «Атамекен» и отраслевые ассоциации электроэнергетического сектора продолжили обсуждение проекта Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Национального плана развития Казахстана до 2029 года» в Агентстве по стратегическому планированию и реформам РК.

В мероприятии приняли участие представители НПП «Атамекен», АО «KEGOC», АО «Самрук-Энерго», ТОО «Евразийская Группа», АО «ЦАЭК», ОЮЛ «КЭА» и другие энергетические организации.

Участники совещания отметили, что проект Национального плана развития Казахстана в целом сбалансирован и предложены конкретные механизмы исправления проблемных вопросов в отрасли, при этом все эти проблемы давно известны и широко обсуждаются в обществе.

В Нацплане рассматривается Трилемма управления энергетикой (по международной практике), которая включает в себя:

  • Энергобезопасность: дефицит электроэнергии и высокая изношенность энергетической инфраструктуры
  • Углеродная нейтральность: высокая энергоемкость экономики и выбросы парниковых газов
  • Доступность: потребность в значительных капитальных инвестициях в условиях ограниченной инвестиционной привлекательности

.Управляющий директор НПП «Атамекен» Жакып Хайрушев поблагодарил АСПИР за возможность открыто обсудить проект Национального плана развития до 2029 года. Поскольку он является верхнеуровневым документом, то его положения будут являться основой для разработки Концепции отрасли.

«В проекте необходимо учесть вопросы казахстанского содержания в отрасли и нерешаемые годами вопросы, связанные с высоким износом энергетической инфраструктуры и, как следствие, дефицит электрической и тепловой мощности», -  считает управляющий директор НПП «Атамекен» Жакып Хайрушев.

Участники совещания отметили, что кроме тотальной недофинансированности отрасли, приведшей к потере инвестиционной привлекательности отрасли, но и в большей степени, ввиду разновекторной политики уполномоченных государственных органов в развитии энергетического комплекса и отсутствии единого и четкого подхода к регулированию отрасли, который позволял бы всем субъектам рынка от производства до сбыта энергии выстраивать свою политику. Это, в свою очередь, предопределяет и отсутствие единой Стратегии развития отрасли в целом.

Представителями НПП «Атамекен», с учетом предложений бизнеса и рынка, были предложены ряд замечаний, которые должны усилить указанный проект Национального плана.

Например, усилить вопрос привлечения инвестиций в отрасль угольной теплоэнергетики, которая сегодня, практически, осталась без кредитных возможностей.

И в рамках проработки вопроса льготного кредитования энергетического сектора экономики было предложено предусмотреть финансирование проектов развития энергетики и энергетической инфраструктуры через банковские институты развития по ставке вознаграждения не более 7 % годовых для заемщиков, сроком не более 20 лет, с собственным участием предприятия не менее 20 % от суммы проекта.

Было отмечено о необходимости «оживления» деятельности Совета рынка, который может положительно повлиять на объективность рассмотрения инвестиционных проектов в энергетике с учетом повышения тарифов.

Важным является и вопрос тарифообразования, который также должен быть рассмотрен в Национальном плане.

Структура тарифных смет у каждого энергетического предприятия различная. Речь не идет о «приближении» этих тарифов к какому-то знаменателю или стандарту. Речь идет об установлении справедливых тарифов. Понятно, что для неких категорий наших граждан (малоимущих, инвалидов, пенсионеров и др.) они будут шоком, но во всем мире не придумали других механизмов снизить этот шок, только как субсидировать этих граждан адресно, через бюджет и проводить более активную работу по энергосбережению и повышать энергоэффективность зданий и помещений.    

«Энергетическая безопасность – основа основ любого государства и является критической проблемой для любых государств, поскольку она напрямую влияет на их экономическую стабильность, национальную безопасность и общее благосостояние.

Энергетическая безопасность достигается и решается различными методами и, в первую очередь, принятием мер по диверсификации источников энергии. Не секрет, что почти 60% нашей экономики обеспечивается угольными (читай устаревшими технологиями) и поэтому диверсифицируя структуру энергетики мы сокращаем зависимость от одного источника энергии. В послании в 2023 году Глава государства сказал, что необходимо «продолжить реализацию проектов возобновляемой энергетики и ГЭС». Я бы добавил сюда и, конечно, и атомную энергию. При этом, развивая ВИЭ, необходимо развивать и систему накопления. Это очень важно!

Из-за низких и несправедливых тарифов приток внешних инвестиций в отрасль сузился, который привел к тому, что мы сейчас критически не устойчивы к авариям, стихийным бедствиям, кибератакам и другим угрозам.

Конечно, опять же повторюсь, в условиях нашей ненадежности энергоснабжения, очень важно поддерживать хорошее международное сотрудничество с нашими соседями. Это, в первую очередь, РФ и страны ЦА, с которыми мы в настоящее время работаем в параллельном режиме. Важно развивать это сотрудничество, быть равными партнерами, участвовать в трансграничной торговле энергией, создавать совместные инфраструктурные проекты и совместно реагировать на чрезвычайные ситуации.

    Также НПП «Атамекен» вносили предложение в законодательство в части необходимости разработки планов действий граждан в чрезвычайных ситуациях, а именно при ликвидации и восстановления аварий на инфраструктурных объектах и что важно, наличия в акиматах неких стратегий реагирования на перебои в энергоснабжении, включая планы реагирования населения на эти чрезвычайные ситуации и проведения регулярных учений для проверки эффективности мер реагирования на кризисные обстоятельства.

Решение проблем энергетической безопасности требует для нашего государства многогранного подхода, учитывающего наличие, в моменте, наших энергетических ресурсов, существующую инфраструктуру, а также геополитические факторы. Важен постоянный мониторинг развивающихся рисков и знание их безболезненной ликвидации», - отметил Жакып Хайрушев.

Председатель Казахстанской электроэнергетической Ассоциации Талгат Темирханов сообщил, что на протяжении ряда лет рынком были выработаны ряд предложений, которые, на его взгляд, позволят, без дополнительной нагрузки на бюджет, модернизировать существующие энергетические мощности и привлечь, столь необходимые для отрасли инвестиции.

«Таким образом, государство дает тариф на несколько лет вперед для объектов энергетики, предоставляет льготное софинансирование, вводит стимулирующее тарифное регулирование, которое дает инвестору четкое понимание, когда получит дивиденды, создает единого регулятора с целью быстрого решения вопросов и устранения несогласованности и вводит адресную социальную помощь для СУСН. В ответ рынок обязуется обеспечить модернизацию объектов, дать полную прозрачность по расходам, а также обеспечить долгосрочные контракты с отечественными производителями оборудования с целью обеспечения казахстанского содержания отрасли», - подчеркнул Талгат Темирханов.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры