astana-view

Гани Тасмаганбетов: «За три года мы защитили права бизнесменов на сумму более 3 миллиардов тенге»

07 Июня 2016
- г. Астана
8914 просмотров

Ежегодно в столичную Палату предпринимателей обращается несколько сотен субъектов малого, среднего и крупного бизнеса.

Вопросы - самые разные. За три года ее эксперты рассмотрели более 700 проблемных вопросов бизнеса, из них 324 вопроса решено положительно - в пользу предпринимателей.

Подробнее об этом и других ключевых итогах работы за три года рассказывает директор столичной Палаты предпринимателей Гани Тасмаганбетов:

– Сегодня Астана является наиболее динамично развивающимся городом Казахстана. В столице активно развиваются торговля и сектор услуг, промышленность и строительство. Наблюдается ежегодное увеличение количества субъектов бизнеса. На начало этого года, в столице зарегистрировано 108 146 субъектов предпринимательства, или на 931 субъект больше, чем в 2015 году.

С начала этого года мы рассмотрели уже более 140 проблемных вопроса предпринимателей, из них к данному моменту решено положительно 42, права бизнесменов защищены на сумму более 1,9 млрд тенге.

– Гани Мергалиевич, какая работа проводится Палатой предпринимателей города Астаны по улучшению бизнес-климата столицы Казахстана?

– С момента создания Палата предпринимателей представляет интересы бизнеса на всех диалоговых площадках столицы, наши представители состоят в 21 наиболее ключевом консультативно-совещательном органе города: общественном совете при прокуратуре г. Астаны, земельной комиссии, комиссиях по приватизации имущества, по налоговому администрированию, региональном координационном совете по индустриально-инновационному развитию и другим. В этом году мы вошли в состав Общественного совета г.Астаны.

Для эффективного решения задач по защите прав и законных интересов предпринимателей города Астаны, а также публичного освещения проблемных вопросов развития бизнеса при городской Палате предпринимателей с декабря 2013 года действует Совет по защите прав предпринимателей. В его состав входят представители прокуратуры столицы, городского Департамента Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции, а также представители ведущих бизнес-ассоциаций, известные юристы и правоведы, общественные деятели. В ходе заседаний Совета обсуждаются наиболее злободневные вопросы, связанные с нарушением прав предпринимателей, системные проблемы законодательства и их правоприменительная практика. С 2013 года проведено уже 15 заседаний Совета по защите прав предпринимателей, в ходе которых рассмотрено 34 проблемных вопроса субъектов бизнеса, из них положительно решено 28.

За три года работы мы выявили более 100 административных барьеров, из которых большую часть составляют вопросы местного уровня. Если говорить о сферах, то больше всего их возникает в области земельных отношений и строительства.

Для выявления и снижения административных барьеров, затрагивающих интересы предпринимательства в городе Астане, нами создана специальная рабочая группа, заседания которой проводятся еженедельно под руководством первого заместителя акима города Астаны Сергея Хорошуна.

За время существования рабочей группы решены такие существенные административные барьеры, как отсутствие единых правил застройки населенных пунктов, ограниченное количество торговых мест на улицах и в парках столицы и видов реализуемой продукции, отсутствие Правил о порядке и условиях размещения наружной (визуальной) рекламы в столице, разработка которых предусмотрена законом РК «О статусе столицы РК», отсутствие в свободном доступе информации о свободных земельных участках, которая в настоящее время размещена на сайте www.saulet.astana.kz в виде интерактивной карты. На этой карте размещена схема генерального плана с информацией о действующих отводах, зарегистрированных земельных участках, проектах детальной планировки районов города.

Выявление и устранение административных барьеров ведется постоянно. В том числе и на республиканском уровне. В Национальной палате предпринимателей РК «Атамекен» существует соответствующий Реестр проблем предпринимателей, который формируется на основе предложений региональных Палат.

Со своей стороны мы направили в Реестр 30 проблемных вопросов. На сегодняшний день из них решено четыре. По остальным проблемам работа ведется.

Как известно, Палата предложила акимату проект «1000 торговых мест». Расскажите о нем, и на каком этапе сейчас его реализация?

– В 2015 году акиматом в Астане было определено всего 276 мест под уличную торговлю и только по 3 видам продукции. В Палату начали поступать обращения от предпринимателей с просьбой оказать содействие в расширении количества мест под уличную торговлю. Учитывая значимость данной проблемы, Палата обратилась к акиму столицы с инициативой увеличить количество торговых мест и видов продукции под уличную торговлю. Аким данную инициативу поддержал.

Столичный акимат определил, что распределением мест будут заниматься две комиссии: одна - под уличную торговлю (оператор - АО «СПК «Astana»), другая - в парках города (оператор - ГКП на ПХВ «Фонд коммунальной собственности города Астаны»).

В результате акиматом столицы определено около 1000 торговых мест под объекты торговли на улицах города, увеличено количество видов реализуемой продукции.

Отличительными особенностями нового механизма, предложенного Палатой, от ранее действующего является то, что распределением торговых мест занимается комиссия, в состав которой вошли представители заинтересованных государственных органов, бизнеса и Палаты.

Комиссия при рассмотрении заявок руководствуется порядком по распределению торговых мест, который также разработан при нашем участии.

Пакет документов - минимальный. Торговые места на улицах столицы будут передаваться в аренду на срок до 7 лет, раньше этот срок был равен одному году. Это преимущество позволит предпринимателям инвестировать в свой бизнес необходимые средства, не опасаясь окончания срока аренды. При этом стоимость аренды будет минимальная, которая будет покрывать только административные расходы на обслуживание.

В начале февраля завершился прием заявок на 500 из 1000 земельных участков. Подано около 1800 заявок. Заявки принимались в Центре обслуживания предпринимателей. Однако по этим заявкам акиматом города было всем отказано из-з несоответствия поданных заявок установленным требованиям.

В связи с этим с 20 апреля по 4 мая 2016 года проводился очередной прием заявок на участие в конкурсе. По имеющейся у нас информации, подано около 2200 заявок на 558 участка. Заявки в этот раз принимались онлайн на сайте smart.astana.kz. Сейчас этап рассмотрения этих заявок завершен. Комиссия подводит итоги.

Кроме того, с 21 мая по 5 июня т.г. проводился следующий этап приема заявок на 282 торговых места. Информация о количестве заявок в настоящее время формируется акиматом столицы. Невостребованные торговые места будут повторно выноситься на следующие этапы конкурса.

Что касается земельных участков в парках города под размещение детских аттракционов и торговых объектов, прием заявок по ним завершился 31 марта 2016 года. На 187 мест подано 502 заявки от предпринимателей. Этот конкурс проводился также комиссионно Фондом коммунальной собственности с участием представителей общественных объединений, бизнеса и Палаты.

Применение нового механизма позволит повысить доверие предпринимателей к акимату в части прозрачности и гласности получения торговых мест, а также увеличит количество субъектов малого предпринимательства в этой сфере, что, в свою очередь приведет к открытию новых рабочих мест, увеличению поступлений налогов в местный бюджет.

– Гани Мергалиевич, какая работа проведена Палатой в связи с предстоящей выставкой «ЭКСПО-2017»?

– Палата предпринимателей г.Астаны в составе комиссии и рабочей группы совместно с управлением по инвестициям и развитию г.Астаны, ТОО «Астана Конвеншн Бюро» и АО «Национальная компания «Астана ЭКСПО-2017» принимала участие в разработке критериев и оценок качества для программы «Recommended by EXPO-2017».

Данная программа предполагает оценку объектов общественного питания и гостиничного фонда столицы, а также их классификацию по категориям партнерства. В ходе проведения оценки выявляются слабые стороны оказываемых услуг, представляются рекомендации по их улучшению, ведется реестр по персоналу, которым необходимо повышать квалификацию. По результатам оценки уровня предоставляемого сервиса присуждается звание, например, «Золотой партнер города Астана».

Официальные партнеры программы получают такие привилегии, как размещение своего бренда на сайтах акимата столицы, АО «Национальная компания «Астана ЭКСПО-2017», ТОО «Астана Конвеншн Бюро», приоритетное размещение в информационных киосках аэропорта и железнодорожного вокзала, информационных материалов для туристов, а также в пешеходной навигационной системе.

С участием Палаты предпринимателей г.Астаны разработаны требования для хостелов, гидов-экскурсоводов, служб пассажирских перевозок и компаний, оказывающих транспортные услуги, апартаментов, туристических фирм, вовлечены и новые участники в Программу - это предприятия сферы услуг и офисные помещения формата «коворкинг».

Мы понимаем, что предстоит еще много работы в связи с приближающейся выставкой «ЭКСПО-2017», поэтому при Палате в 2016 году создана рабочая группа по развитию внешнего и внутреннего туризма. Данная диалоговая площадка позволит как местным исполнительным органам, так и всем предприятиям туриндустрии улучшить качество, сервис и стандарты предоставляемых услуг, что немаловажно в преддверии «ЭКСПО-2017».

– Сегодня иметь свое дело стремятся многие. Скажите, на какую помощь могут рассчитывать начинающие и молодые предприниматели?

– Для этих целей при Палате предпринимателей г. Астаны создан Центр обслуживания предпринимателей (ЦОП), где абсолютно бесплатно можно получить консультационную поддержку не только действующим, но и начинающим предпринимателям. Консультатации предоставляются по бухгалтерским, юридическим, таможенным вопросам, в области маркетинга (в т.ч. написание бизнес-планов), менеджмента, госзакупок, стандартов менеджмента качества и  IT-сопровождения, включая создание сайтов.

За время реализации сервисной поддержки предпринимательства по  г.Астане ЦОП обслужил боле 2,3 тысячи клиента, общее количество оказанных услуг составило более 3,7 тысяч.

Чтобы повысить уровень знаний законодательства и основ ведения бизнеса, субъекты МСБ могут пройти бесплатное обучение по проекту «Бизнес-школа», который реализуется в рамках четвертого направления Единой Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» - «Усиление предпринимательского потенциала».

«Бизнес-школа» предусматривает несколько курсов для предпринимателей. Первый этап – «Бизнес-Советник» – рассчитан на начинающих субъектов МСБ, занятия проходят в интерактивном режиме с обсуждением практических ситуаций и упражнений. Обучившиеся по программе «Бизнес-Советник» могут повысить свои знания на курсе «Бизнес-Рост», где занятия происходят по функциональным направлениям ведения и развития предпринимательской деятельности. Третий этап – проектное обучение с применением принципов наставничества. Из обученных в первых двух этапах слушателей отбираются и собираются группы по направлениям и проектам. Начинающему предпринимателю предоставляются на выбор несколько малых проектов, которые можно реализовать в данном регионе. Также проекты формируются из специально разработанного Палатой бизнес-справочника «100 проектов для малого бизнеса».

Кроме этих мер нефинансовой поддержки, выделяются средства для поддержки стартапов. В этом году будет выделено дополнительное финансирование в размере 2 млрд тенге для стартапов столицы в рамках меморандума, подписанного в г. Астане между акиматом города и фондом «Даму». Данная мера поддержки начинающих предпринимателей является новшеством и пока внедряется только в столице.

Решение о новой программе поддержки стартап-проектов озвучено акимом столицы Адильбеком Джаксыбековым на прошедшей в начале марта третьей конференции предпринимателей города Астаны с участием Председателя Президиума НПП «Атамекен» Тимура Кулибаева.

Средства будет направлены на поддержку малого и среднего бизнеса в различных секторах экономики через банки второго уровня и специальную комиссию. Нам, региональной палате предпринимателей, предоставляется возможность отбирать проекты, давать рекомендации по ним. Желающих, я думаю, будет много по этому направлению, так как зачастую начинающие предприниматели сталкиваются с барьером, когда речь заходит о финансировании проектов. Фактически на стартап-проекты сложно получить финансирование в банках второго уровня, в основном, они поддерживают тех, кто уже имеет свое дело, денежные потоки, может оставить залог. Это проблема для начинающих предпринимателей. Поэтому сейчас благодаря такой поддержке акимата эти средства будут очень востребованы, а желающих принять участие в ней будет много.

По новому проекту поддержки стартапов столицы максимальная сумма займа может составлять до 50 млн тенге. Ставка вознаграждения - 7,9% годовых, срок кредита - до 7 лет.

Отмечу, что Астана лидирует по нововведениям в сфере поддержки бизнеса. До этого были выделены средства на поддержку молодежного предпринимательства ZhasStarT и точечному кредитованию сферы торговли в размере 600 млн и 1,6 млрд тенге соответственно. Средства освоены в полном объеме. В этом году по этим программам дополнительно будет выделено еще по 300  млн тенге.

– Гани Мергалиевич, Вы отметили, что количество предпринимателей в столице увеличивается. А это значит, что растет и число товаров, которые необходимо реализовывать на рынке. Как Вы поддерживаете отечественных товаропроизводителей в этом вопросе?

– В этом году Палата предпринимателей г.Астаны организовала комиссию по мониторингу местного содержания при акимате столицы, а также крупными дочерними компаниями акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына». Целью работы комиссий является обеспечение взаимодействия организаций квазигосударственного сектора и отечественных товаропроизводителей. В рамках сформированных при Палате восьми отраслевых комиссий проводится обмен мнениями по данному вопросу, обсуждаются меры поддержки ОТП и вырабатываются конкретные предложения  и рекомендации по увеличению доли местного содержания в закупках, заключению долгосрочных контрактов между ОТП и операторами закупок и обеспечению тем самым максимальной загруженности мощностей казахстанских производителей.

На сегодняшний день объявлены госзакупки на сумму более 152 млрд тенге, а по проекту «Астана LRT» на сумму 684 млрд тенге. 

Также, как вы знаете, с целью поддержки отечественных товаропроизводителей, 19 мая 2016 г. подписано Соглашение о сотрудничестве между Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» и  крупными дочерними компаниями акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына».

Кроме этого, вот уже второй год Палата предпринимателей г. Астаны при поддержке НПП «Атамекен» организует и проводит республиканский конкурс-выставку «Лучший товар Казахстана» и конкурс на соискание премии Президента Республики Казахстан «Алтын сапа».

Участвовать в конкурсах могут организации различных форм собственности, занимающиеся производством товаров и оказанием услуг на территории Республики Казахстан. Проведение аналогичных конкурсов содействуют насыщению рынка Казахстана высококачественной и конкурентоспособной продукцией.

– Очень часто казахстанский бизнес поднимает вопрос дефицита технических и профессиональных кадров. Какие специальности сегодня наиболее востребованы и как решается вопрос с их подготовкой в необходимом объеме?

– Да, действительно, за последние годы бизнес Астаны столкнулся с острым дефицитом кадров технических специальностей почти во всех отраслях. Это возникло вследствие потери связи профессионального и технического образования с производством, которое перестало участвовать в выработке программ и в самом процессе обучения.

Отчасти это проблема несовершенства НПА в области образования: нет единого четкого механизма реализации дуального обучения, обязательного для всех сторон участниц, например, приказ по отрасли образования необязателен для производственников, требуется отмена многих отраслевых подзаконных актов.

Сейчас, к примеру, работодатели испытывают трудности в процессе поиска и найма рабочих следующего профиля: штукатур-маляр, слесарь-сантехник, электромонтажник по освещению и осветительным сетям, арматурщик, электросварщик и другим.

В феврале-марте этого года Палата предпринимателей г.Астаны провела опрос краткосрочной потребности в кадрах среди работодателей по заявке НПП РК «Атамекен» и Информационно-аналитического центра по проблемам занятости Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан. Полученные нами данные нашли отражение в исследовательской работе «Система раннего оповещения на 2016 год».

Мы дополнительно опросили предприятия и организации г.Астаны на предмет выявления их потребности в специалистах средне-технического образования для размешения государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального образования в рамках участия РПП в работе Комиссии по размещению государственного образовательного заказа на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним образованием, состав которой утверждается уполномоченным и местным исполнительным органами.

На основе данных «Системы раннего оповещения на 2016 год» и потребности (заказа) предприятий комиссия 5 мая этого года провела работу по окончательному размещению государственного образовательного заказа из местного бюджета на 2016 год. Распределено 4000 грантов среди колледжей города.   

С целью подготовки высококвалифицированных рабочих кадров технического и обслуживающего труда в колледжах города с квалификацией, отвечающей требованиям работодателей, Палата предпринимателей участвует в процессе внедрения дуального обучения. При нашем содействии на 2016 год заключены четырехсторонние договоры по данной системе обучения с 17 колледжами, 27 предприятиями и управлением образования акимата города на обучение 1141 студентов по 19 специальностям.

При участии Палаты на базе торгово-экономического колледжа Казпотребсоюза и строительно-технического колледжа города созданы и успешно действуют учебный и ресурсный центры, соответственно, по обучению рабочим специальностям: «кассир торгового зала», «мастер отделочных строительных работ», «мастер столярного и мебельного производства», «слесарь-сантехник» и другим. 

Палата планирует в 2016 году открыть на базах технического колледжа, ТОО «Елорда асханасы», ТОО «Центральный дом бухгалтера» и «Центра повышения квалификации работников школ, колледжей и медицинского персонала» ресурсные и учебные центры по обучению на краткосрочных курсах: «электромеханик по лифтам», «станочник широкого профиля», «электромонтер контактной сети».

Совместно с Центром занятости в 2016 году мы намерены включить вышеназванные учебные и ресурсные центры в Перечень обучающих организаций, осуществляющих профессиональное обучение в рамках реализации Программы «Дорожная карта занятости-2020».   


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Похожие новости:

Создать комфортную среду для бизнеса
14 Июня
2016
Восточно-Казахстанская область
Бизнесу нужен старт
14 Июня
2016
Мангистауская область

Дочерние организации

Партнеры