astana-view

Рустам Журсунов: «Платить налоги должно стать выгодным»

06 Сентября 2016
9472 просмотров

Зампредседателя правления «Атамекен» считает, что в Казахстане нужно создать выгодную и безопасную систему налогообложения

Дискуссионный клуб «Атамекен» при Национальной палате предпринимателей РК «Атамекен» провел заседание на тему: «Обзор налоговых реформ». В дискуссии приняли участие Исполнительный директор форума предпринимателей Казахстана Мунавара Палташева, Председатель Правления АО «Институт экономических исследований» Сержан Мадиев, директор компании Oil Gas Project Жарас Ахметов, заместитель Председателя Правления НПП Рустам Журсунов и др. Модератором мероприятия выступил Рахим Ошакбаев – Председатель попечительского совета Центра прикладных исследований «Талап».

Напомним, 29 августа 2016 года Правительством был принят прогноз социально-экономического развития РК на 2017-2021 годы. В прогнозе оговаривается, что в рамках налоговой политики будет продолжена работа по повышению экономической отдачи налоговой системы, в том числе устранению диспропорций и увеличению налогооблагаемой базы. При этом остается открытым вопрос о сроках реализации заложенных инициатив, в т.ч. об экономической целесообразности снижения порога для постановки на регистрационный учет по НДС и снижения конкурентоспособности МСБ отменой СНР.

Выступая на заседании дискуссионного клуба, Рустам Журсунов выразил мнение, что в Казахстане должна быть создана система налогообложения, при которой уплата налогов станет выгодной и безопасной. «Что касается потенциала. Потенциал видим, в первую очередь, в выведении из тени наших предпринимателей. По оценке Всемирного банка, 38% находится в тени. По нашим оценкам делового климата, из всех налогоплательщиков 18% оборота не показывается налоговым органам. Нам нужно сделать так, чтобы платить налоги стало выгодно и безопасно», - сказал он.

По его словам, одним из важных моментов является вопрос о лжепредприятиях. «Кстати, боюсь обрадовать заранее, но сейчас с Даулетом Едиловичем (председателем комитета государственных доходов Ергожиным – прим. автора) есть принципиальная договоренность о ликвидации 215 статьи «лжепредприятия». Вместо этого мы перейдем на российскую модель, но тогда будет по 245 статье «уклонение от уплаты налогов» намного больше случаев возбуждения дел. Хотел бы это отметить сразу», - сказал Журсунов.

Замглавы НПП отметил, что также рассматривается возможность соответствующей амнистии. «Но предприниматели не будут вовлечены лишний раз по лжепредприятий в орбиту уголовного преследования. Более того, мы сейчас действительно прорабатываем вопрос некоей амнистии в случае если вы работали с лжепредприятием. Этот вопрос пока концептуально прорабатывается. Я думаю, что к октябрю мы презентуем итоги нашей работы», - сообщил он.

При этом, возможности для увеличения налогов и сборов есть, полагает он. В частности, речь идет о патентах. «Мы говорим, что у нас серьезная налоговая нагрузка. Что на патенте? Вы знаете, что из всех, кто сидит на патенте, 82% показывают свой оборот до 2 млн. тенге – это 167 тыс. тенге в месяц или 5,5 тыс. тенге в день? Где вы видели магазин с оборотом 5 тыс. тенге в день в Алматы, Астане или ауле? Поэтому вопрос есть, и наши коллеги из налогового комитета поднимают достаточно неудобные вопросы», - сказал Рустам Журсунов.

По его словам, по каждой отрасли необходимо создать условия для конкурентоспособности. «Мы понимаем, как кураторы налогового блока, что, если мы хотим создать конкурентоспособный Казахстан, то у нас должна быть конкурентоспособная экономика. Для того, чтобы у нас была конкурентоспособная экономика, у нас должна быть конкурентоспособные отрасли», - сказал он.  

Вместе с тем, в Казахстане пока нет статистики по реальному коэффициенту налоговой нагрузки. «Если мы говорим о конкурентоспособных отраслях, то у нас должен быть конкурентоспособный коэффициент налоговой нагрузки. Сейчас реальный коэффициент налоговой нагрузки вам никто не скажет – нет такой статистики», - сказал он.

«Есть обобщенная статистика, исходя из оборота. Если вам скажут, что коэффициент налоговой нагрузки в банках 3,5%, вы поверите? К обороту – да, а к прибыли – не знаю. А то, что у нас коэффициент налоговой нагрузки для торговли 3,3%, поверите? Мне эта цифра ни о чем не говорит», - добавил он.

При этом Журсунов напоминает, что, к примеру, нефтяной бизнес принимает решение о работе в определенной стране в сравнении с другими странами, где есть нефть. «Если мы хотим конкурентоспособную нефтянку, то, извиняюсь, у нефтяных компаний есть опции уйти в Алжир, в Нигерию, а не в Казахстан. Без разницы. Поэтому мы должны вытащить такой коэффициент налоговой нагрузки, который, во-первых, дает им гарантированный возврат инвестиций, во-вторых, дает дополнительные возможности вложения их потоков cash flow в капсредства», - сказал он.

В свою очередь председатель попечительского совета Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев отметил, что по данным Всемирного банка и PricewaterhouseCoopers, Казахстан является страной с либеральной налоговой системой. «Мы видим, что Казахстан объективно находится не только в региональных лидерах, но и в мировых, занимая 18 место из 189 стран - практически входит в первые 10% по тому, насколько легко платить и исполнять требования налогового законодательства. Совокупные налоговые ставки у нас в пределах 30%, 20,2%, что ниже среднемирового уровня, ниже, чем в Китае, России, Украине и так далее. У нас всего 7 платежей и требуется всего в год 188 часов для средней компании чтобы исполнить требования налогового законодательства», - сказал он.

Однако, считает он, при учете налогов и сборов необходимо учитывать все обязательные платежи. «Вместе с тем, если просто взять действующую нормативно-правовую базу, то мы насчитали в Казахстане, как минимум, 36 различных видов налогов и других обязательных платежей, в том числе 7 видов внебюджетных взносов. У нас 13 видов налогов, 3 вида обязательных платежей, которые включают в себя помимо госпошлин 6 видов сборов, 9 плат, и в настоящее время появилось также обязательное отчисление, установленное законодательством. Субъекты предпринимательства должны их исполнять. Они не присутствуют в Налоговом кодексе, но, тем не менее, по своей сути они носят квазиналоговую природу», - отметил Ошакбаев.

Рахим Ошакбаев также выразил серьезную обеспокоенность, что за последние годы количество внебюджетных платежей серьезно возросло.

По его словам, увеличился объем и налогового законодательства, а в ближайшие годы эта нагрузка снова возрастет. В связи с этим, Ошакбаев предложил создать условия для стимулирования доходов населения. «В условиях тех экономических вызовов, которые мы имеем, - это занятость, падение доходов населения, безусловно, нужно стимулировать доходы населения и, мне кажется, самый простой способ – это, как минимум, не повышать, а, как максимум, упростить и снизить нагрузку на фонд оплаты труда, чтобы поощрять работодателей выплачивать, даже не фиксировать, а поднимать заработную плату», - сказал он.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры