Как «выглядит» лжепредприниматель?
Контрагенты могут сами не понимать, что имеют дело со лжепредприятием
Все системные проблемы предпринимательства всегда на контроле НПП РК «Атамекен» и Генпрокуратуры РК.
Одной из таких проблем было лжепредпринимательство.
Лжепредпринимательство – это создание субъекта частного предпринимательства, без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, в целях незаконного получения кредитов или освобождения от налогов, также сокрытия запрещенной деятельности и извлечения иной имущественной выгоды.
Общественный негатив к лжепредпринимательству выражается в том, что у бизнесменов отсутствует намерение заниматься предпринимательской деятельностью, которое зарегистрировано в законном порядке, но повлекшее значительный ущерб экономике государства. Последствия лжепредпринимательства сказываются на добросовестных налогоплательщиках.
Действия при лжепредпринимательстве выглядят внешне вполне официально. Они подают документы на государственную регистрацию с соблюдением необходимой процедуры принимается решение о регистрации и лицензировании. Лица, создавшие лжеорганизацию, активно вступают в заключения сделок и даже иногда выполняют их частично, но при этом такое поведение является лишь прикрытием действительных целей. Если на момент создания коммерческой организации лицо не намеревалось и в дальнейшем не намеревается осуществлять те виды деятельности, которые указаны в учредительных документах или в полученной лицензии, то налицо Статья о лжепредпринимательстве.
После признания лиц виновными в совершении лжепредпринимательства органы государственных доходов направляют всем контрагентам этих лиц уведомления об исключении из зачета суммы НДС. Фактически налоговые недоимки взимаются не с самих мошенников, а с добросовестных предпринимателей. Практически любой предприниматель, который хоть единожды контактировал с лжеорганизацией, становится потенциальным объектом для органов государственных доходов.
Контрагент — одна из сторон договора в гражданско-правовых отношениях. Каждый из партнёров, заключающих контракт, считается контрагентом. Контрагентом могут называть, например, подрядчика — физическое или юридическое лицо, которое обязуется сделать определённую работу, согласно заданию заказчика, получая за это вознаграждение.
Напомним, лжепредпринимательство являлось способом совершения других деяний, которые предусмотрены в Уголовном кодексе РК – незаконное получение кредита (ст.219), уклонение от уплаты налога (ст.245), причинение имущественного ущерба путем обмана (ст.195) и др. Если их исключить из ст.215 УК РК, то фактически остается деяние по созданию юридического лица без цели занятия предпринимательской деятельностью. Сам факт создания такого юридического лица не содержит признаков уголовного преступления, опасного для личности, общества и государства в целом. Нельзя причинить ущерб самим фактом регистрации организации, он может быть причинен только в результате ее незаконной деятельности. Более того, занятие предпринимательской деятельностью это конституционное право каждого гражданина. Помимо этого, наказание за лжепредпринимательство последует, если только будет причинен крупный ущерб (20 000 МРП или 45 380 000 тн.). До этой суммы нет ни уголовной ни административной ответственности.
При лжепредпринимательстве ущерб определялся как сумма налога, от уплаты которого уклонился контрагент, или сумма кредита, дохода, имущественной выгоды, незаконно полученной контрагентом (Нормативное постановление Верховного Суда РК от 12 января 2009 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о лжепредпринимательстве»). В июле 2016 года в нормативное постановление ВС включены уточнения, что причиненный ущерб, а также вина в этом контрагента подлежат доказыванию с принятием процессуального решения по данному уголовному делу. Фактически органы уголовного преследования должны установить всех контрагентов, определить все сделки с ними, установить их действительность или недействительность и только после этого решать вопрос об ответственности контрагентов (если ранее не установлено) и лжепредприятий.
Многие контрагенты не привлекаются к участию в уголовном процессе по лжепредпринимательству, лишены возможности представить доказательства совершенных ими сделок с лжепредприятием, узнают о приговоре суда только после получения уведомлений о доначислении налогов.
Статья УК РК по лжепредпринимательству дает возможность оказания давления на контрагентов лжепредприятия. Если в части уклонения от уплаты налогов необходимо сначала провести налоговую проверку и потом инициировать уголовное преследование, то в рамках уголовного дела по лжепредпринимательству под страхом привлечения к уголовной ответственности контрагентам могут сразу предъявляться требования о «добровольной» уплате налогов по сделкам со лжепредприятием.
Не принимается во внимание, что контрагенты не всегда могли установить, что имеют дело со лжепредприятием. У лжепредприятия, как правило, десятки, а то и сотни контрагентов, а это значит, что возникает давление на большое количество предпринимателей.
Проблемы добросовестных предпринимателей, имевших взаимоотношения с лжекомпаниями, неоднократно поднимались на различных площадках, в том числе на парламентских слушаниях, съезде Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» и форуме «Надзор прокуратуры в сфере предпринимательства».
Благодаря совместной работе с Генпрокуратурой РК, были разработаны предложения по внесению поправок в законодательство РК. По итогам которого, 3 июля 2017 года Главой государства был подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной системы».
Данным Законом внесены изменения в Уголовный кодекс РК, в том числе исключена статья 215 «Лжепредпринимательство». Предприниматели из всех регионов и областей страны выражают благодарность «Атамекену» за помощь при ликвидировании проблемы бизнесменов.
Оставьте комментарий:
Комментарии: