astana-view

Реестр проблем

№1321

касательно применения административной ответственность за непредставления или предоставления с ошибками предпринимателями первичных статистических данных в установленные сроки, либо в представленных статистических отчетах допущены ошибки.

07 ноября 2024 года на очередном Съезде НПП РК «Атамекен» был озвучен проблемный вопрос руковоителя «Ассоциации по поддержке малого и среднего бизнеса «TATU» Аубекеровой Г.Х. касательно применения административной ответственность за непредставления или предоставлении с ошибками предпринимателями первичных статистических данных в установленные сроки, либо в представленных статистических отчетах допущены ошибки. Как известно, ежеквартально требуется сдача нескольких стат. отчетов каждому субъекту микро – и малого бизнеса наравне со средним и крупным бизнесом. Так, в настоящее время проведена работа в налоговой сфере, исключены штрафы за несвоевременность сдачи налоговой отчетности, планируется сдача налоговой отчетности предпринимателей на СНР один раз в год. То по статистическим отчетам еще имеются дополнительные нагрузки на микро и малы бизнес. С июля 2024 года за нарушение срока сдачи стат. отчетов предприниматели привлекаются к административной ответственности по ст.497 КоАП РК. За повторное нарушение выявленное в течение года, повлечет увеличение административного взыскания. Данная ситуация возникла в связи с отменой профилактического контроля, который давал возможность предпринимателю самостоятельно устранить нарушение без привлечения к административной ответственности. Бюро национальной статистики намерено сокращать количество форм статистической отчетности. Соответствующие поправки подписаны 6 июля 2024 года. Предполагается, что из действующих в 2024 г. 120 статистических форм, часть будет упразднена, а информацию Бюро будет получать самостоятельно из альтернативных источников (данные налоговой, платежных систем и т.д).

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ЗКО РПП

Предложение по решению проблемы:

1. Инициировать изменения в п.2 ст.12-2 Закона РК «О государственной статистике», изложив его в следующей редакции: «Целями профилактического контроля без посещения респондентов являются недопущение нарушения респондентами порядка представления первичных статистических данных, предоставление им права самостоятельного устранения нарушений и снижение административной нагрузки на них»; 2. Инициировать изменения в п.4 ст.12-2 Закона РК «О государственной статистике», изложив его в следующей редакции: «При выявлении представления респондентами недостоверных первичных статистических данных органы государственной статистики, за исключением Национального Банка Республики Казахстан, извещают респондента по контактным данным, указанным респондентом в ранее представленных статистических формах (абонентский номер сотовой связи, электронный адрес), о необходимости внесения исправлений в статистические формы, содержащие первичные статистические данные, путем повторного представления статистической формы либо предоставления дополнительной информации, подтверждающей достоверность представленных первичных статистических данных, в течение пяти рабочих дней»; 3. Инициировать изменения в п.5 ст. 12-2 Закона РК «О государственной статистике», изложив его в следующей редакции: «При выявлении непредставления респондентами первичных статистических данных в сроки, указанные в графике представления респондентами первичных статистических данных, органы государственной статистики извещают респондента по контактным данным, указанным респондентом в ранее представленных статистических формах (абонентский номер сотовой связи, электронный адрес) о необходимости предоставления респондентами первичных статистических отчетов в течении пяти рабочих дней». При неисполнении в установленный срок извещения об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения респондентов, органы государственной статистики возбуждают производство по делу об административном правонарушении и требуют от респондента представления соответствующих статистических форм с первичными статистическими данными путем направления сообщения по контактным данным, указанным респондентом в ранее представленных статистических формах, или на контактные данные, полученные из официальных источников (абонентский номер сотовой связи, электронный адрес). 4. Либо рассмотреть возможность освобождения субъектов микро- и малого бизнеса от сдачи статистической отчетности, так как вся необходимая информация содержится в альтернативных источниках (в налоговых декларациях, платежных системах, кассах- он-лайн, системе «Енбек» и др.).

Пути решения:

1. Обсудить имеющиеся проблемные вопросы с республиканскими субъектами бизнеса и отраслевым департаментом НПП РК «Атамекен». 2. Инициировать изменения в п.2 ст.12-2 Закона РК «О государственной статистике», изложив его в следующей редакции: «Целями профилактического контроля без посещения респондентов являются недопущение нарушения респондентами порядка представления первичных статистических данных, предоставление им права самостоятельного устранения нарушений и снижение административной нагрузки на них»; 3. Инициировать изменения в п.4 ст.12-2 Закона РК «О государственной статистике», изложив его в следующей редакции: «При выявлении представления респондентами недостоверных первичных статистических данных органы государственной статистики, за исключением Национального Банка Республики Казахстан, извещают респондента по контактным данным, указанным респондентом в ранее представленных статистических формах (абонентский номер сотовой связи, электронный адрес), о необходимости внесения исправлений в статистические формы, содержащие первичные статистические данные, путем повторного представления статистической формы либо предоставления дополнительной информации, подтверждающей достоверность представленных первичных статистических данных, в течение пяти рабочих дней»; 4. Инициировать изменения в п.5 ст. 12-2 Закона РК «О государственной статистике», изложив его в следующей редакции: «При выявлении непредставления респондентами первичных статистических данных в сроки, указанные в графике представления респондентами первичных статистических данных, органы государственной статистики извещают респондента по контактным данным, указанным респондентом в ранее представленных статистических формах (абонентский номер сотовой связи, электронный адрес) о необходимости предоставления респондентами первичных статистических отчетов в течении пяти рабочих дней». При неисполнении в установленный срок извещения об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения респондентов, органы государственной статистики возбуждают производство по делу об административном правонарушении и требуют от респондента представления соответствующих статистических форм с первичными статистическими данными путем направления сообщения по контактным данным, указанным респондентом в ранее представленных статистических формах, или на контактные данные, полученные из официальных источников (абонентский номер сотовой связи, электронный адрес). 5. Либо рассмотреть возможность освобождения субъектов микро- и малого бизнеса от сдачи статистической отчетности, так как вся необходимая информация содержится в альтернативных источниках (в налоговых декларациях, платежных системах, кассах- он-лайн, системе «Енбек» и др.).

Дата включения в реестр:

2024-12-12 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2025-02-28 00:00:00

Ход исполнения:
На рассмотрении НПП
Ответственный исполнитель:

Абдалина Айдана Бауыржанкызы

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ БИЗНЕС-РЕГУЛИРОВАНИЯ

Руководитель подразделения:

Акынбекова Динара Нургалиевна

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ БИЗНЕС-РЕГУЛИРОВАНИЯ

Дочерние организации

Партнеры