astana-view

Потенциальная угроза для экспорта животноводческой продукции РК

25 Ноября 2016
8899 просмотров

В последнее время в кыргызских СМИ активно муссируются вопросы по поводу отмены ветеринарного контроля на казахстанско-кыргызской границе.

Заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Дана ЖУНУСОВА прокомментировала сложившуюся ситуацию по взаимодействию казахстанской и кыргызской сторон в вопросе ветеринарной безопасности в рамках ЕАЭС:

- Поскольку данный вопрос в последнее время, действительно, приобретает в СМИ определенный резонанс, особенно со стороны наших кыргызских соседей, хотелось бы расставить все точки над «i».

В большей мере это касается сохраняющегося ветеринарного контроля со стороны казахстанских ветеринарных служб на казахстанско-кыргызской границе.

Нет смысла отрицать это, скорее, есть необходимость объяснить объективность такого решения со стороны отечественных уполномоченных органов, руководствующихся, в первую очередь, вопросами обеспечения ветеринарной безопасности страны и, соответственно,  развитием отечественного животноводства.

Прежде всего, хочу подчеркнуть, что Казахстан - это аграрная страна, с исторически сложившейся кочевой культурой, основным мерилом благополучия в которой  была и остается тучность стад.

В свою очередь для бизнеса, который занимается разведением, выращиванием, селекцией скота, довольно важным является возможность его реализации на внешних рынках. Поэтому, пожалуй, определяющим критерием экспортного потенциала в данном вопросе должна быть благополучная ветеринарная ситуация страны в целом.

Думается, не нужно обладать специальными знаниями для понимания того, что на практике ситуация выглядит следующим образом: если выявляется особо опасная болезнь животного, то на убой идут все животные, больные и контактирующие с ними, а в регионе, где было зарегистрировано заболевание, объявляется карантин или вводятся ограничения. То есть фермерские хозяйства лишаются возможности вывозить за пределы свою продукцию.

На макрорегиональном уровне, для проведения соответствующих мероприятий по ликвидации очага заражения, согласно требованиям Международного эпизоотического бюро (МЭБ), может быть закрыта вся республика.

В этой связи Национальная палата предпринимателей «Атамекен», выступая от имени отечественного бизнеса, настаивает на необходимости соблюдения всех ветеринарных требований, предъявляемых к кыргызской продукции, исключительно в целях собственной безопасности.

- Как вопросы ветеринарного взаимодействия урегулированы в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе?

- Для правильного понимания ситуации необходимо отметить тот факт, что Кыргызская Республика изъявила желание о присоединении к Союзу уже после подписания Договора о ЕАЭС между Россией, Беларусью и Казахстаном.

Правовой основой присоединения Кыргызстана стало Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 года «О плане мероприятий («дорожной карте») по присоединению Кыргызской Республики к Таможенному союзу Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» № 74 и «Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года».

В рамках данных документов был предусмотрен ряд мероприятий, реализация которых кыргызской стороной послужит основанием снятия ветеринарного контроля странами – участницами Союза по отношению к Кыргызской Республике, гарантирующего последующую безопасность данного шага. 

Хочу отметить, что согласно Договору о ЕАЭС, решение о снятии ветеринарного контроля принимается всеми государствами-членами ЕАЭС, и данный вопрос не может быть решен в двустороннем формате. То есть «неснятие» контроля на казахстанско-кыргызской границе не является исключительным требованием отечественных ветеринарных служб.

В 2015-2016 годах ветеринары от стран Союза и представители Евразийской экономической комиссии побывали с инспекцией на предприятиях Кыргызстана, производящих продукцию животного происхождения.

По итогам инспекций был выявлен ряд существенных нарушений требований и норм Евразийского экономического союза в области ветеринарии, которые, в свою очередь, могут нести существенные риски, как с точки зрения возможности заноса инфекционных болезней животных, так и с точки зрения опасности для здоровья населения государств-членов ЕАЭС.

Насколько мне известно, казахстанская сторона неоднократно обращалась к кыргызским коллегам с предложениями о проведении консультаций, оказания содействия по устранению нарушений.

Кроме того, здесь нельзя забывать, что  в условиях свободного перемещения товаров по территориям государств-членов Союза мы несем ответственность перед нашими партнерами.

Напомню также, что не так давно вдоль границы казахстанско-российской были установлены пункты предварительного уведомления для контроля перемещения продукции, подлежащей фитосанитарному контролю. Данная мера была продиктована, в том числе, по причине выявления зараженной плодово-овощной продукции, следующей из Кыргызстана транзитом через Казахстан в страны ЕАЭС.

Отмечу также, что с животноводческой продукцией ситуация усложняется не только необходимостью уничтожения всего поголовья, но и закрытием территории, в зависимости от уровня риска, на неопределенно долгий период.

Поэтому у бизнеса Казахстана вызывает опасение снятие ветеринарного контроля без получения положительных результатов аудита (оценки) системы ветеринарно-санитарного контроля (надзора) Кыргызской Республики, проведенного совместно государствами-членами ЕАЭС.

- Какие последствия для отечественного предпринимательства может повлечь отмена ветеринарного контроля на казахстанско-кыргызской границе уже сегодня?

- На сегодняшний день в республике намечен четкий курс на увеличение имеющегося поголовья, наращивание производства животноводческой продукции и расширение географии отечественного экспорта.

Так, по данным официальной статистики, по состоянию на 1 января 2016 года, поголовье крупного рогатого скота в Казахстане в 2015 году составило более 6,1 млн. голов, а экспорт мяса и мясной продукции превысил 12,6 тыс. тонн, что в финансовом эквиваленте равняется 23,2 млн. долларов США.

Правительство страны в полной мере ориентировано на поддержку отечественных животноводческих предприятий. Об этом свидетельствует ряд реализуемых государственных программ поддержки, таких, как «Агробизнес-2020», «Программа кредитования субъектов АПК на приобретение маточного поголовья КРС мясного направления («Сыбага»)», «Программа кредитования на приобретение мелкого рогатого скота («Алтын асык»)» и др. При этом на развитие данного направления государством выделяются значительные финансовые средства. К примеру, только на реализацию программы «Агробизнес - 2020» в 2013-2020 годах ориентировано порядка 3 393,2 млрд. тенге.

Наряду с этим, немалое внимание уделяется вопросу переработки животноводческой продукции. Так, по данным Министерства сельского хозяйства РК, в период с 2010 по 2015 год уровень субсидирования производства и переработки животноводческой продукции вырос с 15,7 млн. тенге в 2010 году до 71,6 млн. тенге в 2015 году.

Все это находит отражение в увеличении племенного поголовья в общем стаде, выросшем вдвое с 2010 года, в экспорте отечественной животноводческой продукции, также имеющей положительную динамику роста – экспорт мяса и мясопродуктов, составлявший в 2010 году 2 498 тонн, в 2015 году достиг показателей в 16 134 тонны, а экспорт молока и молочной продукции вырос с 31 тыс. тонн до 105 тыс. тонн. 

Риск занесения опасных болезней животных напрямую сопряжен с репутацией республики в глазах стран-импортеров отечественной животноводческой продукции, а потеря ее экспорта (в случае занесения опасных болезней животных) достаточно ощутима как для казахстанских предпринимателей, так и для экономики страны в целом.

Наряду с этим, в случае занесения особо опасных болезней животных с территории Кыргызской Республики, Казахстан не только потеряет имеющийся статус благополучия, но будет вынужден в течение следующих 24 месяцев стабилизировать ветеринарную обстановку в стране, после чего сможет подать заявку в МЭБ с целью восстановления статуса. На практике это означает отсутствие экспорта животноводческой продукции порядка трех лет за пределы Казахстана.

Кроме того, напомню, что в прошлом году Казахстан стал членом Всемирной торговой организации и теперь обязан выполнять международные требования и стандарты Международного эпизоотического бюро.

На сегодняшний день Казахстан получил по 9 областям статус зоны, благополучной по ящуру без применения вакцинации, то есть первый шаг на пути открытия экспорта животноводческой продукции в страны ВТО сделан.

В случае заноса опасных болезней животных на данном этапе становления Казахстана, как члена ВТО, наша страна лишится репутации благополучной, а, вместе с тем, и бизнес не сможет расширять границы и рынки сбыта своей продукции.

Подводя итог, хочу отметить, что, создавая Евразийский союз, мы рассчитывали как на добросовестную конкуренцию, так и на учет баланса интересов Сторон. Вместе с тем, понимая, что экономика стран непосредственно взаимосвязана с предпринимательской деятельностью, одной задач является создание благоприятных и безопасных условий ведения бизнеса.

Кроме того, необходимо помнить, что основополагающим принципом Союза является консенсус, что диктует необходимость совместного принятия решения о снятии ветеринарного контроля на все страны ЕАЭС, с учетом выполнения кыргызской стороной оговоренных мероприятий и соответствие установленным требованиям.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры